Зачастую дети просто не слышат своих родителей потому, что их вопросы звучат слишком банально. Дежурные разы вроде «Как дела?» и «Почему ты грустный?» наводят ещё бОльшую тоску. И отвечать не хочется – ребёнок не чувствует искреннего интереса к себе.
Конечно, переход из детского сада в школу – это серьёзный стресс для ребёнка. Но родителям может быть даже страшнее и тревожнее. Школьник имеет больше обязанностей, чем малыш детсадовского возраста, но и больше свобод, а это подразумевает, что ответственные за его психическое и физическое здоровье старшие родственники, лишаются возможности контролировать все его действия.
И тут важно вспомнить свои школьные годы. Казусы, инциденты, которые происходили тогда. Ведь учитывая свой качественный опыт, родители начинают лучше понимать состояние и мысли ребёнка. А детям будет полезно осознать, что папа и мама не всегда были взрослыми. И как раз поэтому они могут дать совет, ведь их детство уже прошло и состоялось.
- Как правильно говорить с детьми, чтобы они учились доверять взрослым?
- 1. Не придираться к ребёнку и не критиковать его
- 2. Завышенные ожидания
- 3. Искренность
- 4. Терпение
- 5. Не умалять детские проблемы, но и не раздувать
- 6. Пообещал – выполни
- 7. Непосредственно доверие
- 8. Признание своих ошибок
- 9. Видеть в ребенке личность
- 10. Честность
- Заключение
Как правильно говорить с детьми, чтобы они учились доверять взрослым?
Выбирать темы для бесед с детьми, кстати, не обязательно должен взрослый. Один из важнейших моментов, на которых выстраивается доверительная беседа – умение слышать своего ребёнка.
То есть анализировать его вопросы, желания и даже требования. Они рождаются не на пустом месте, а в виде протеста на основе ситуации, которая его не устраивает.
Кроме того, есть ряд правил и советов, следовать которым необходимо каждому родителю.
1. Не придираться к ребёнку и не критиковать его
Недовольство со стороны старших внушает чаду неуверенность в себе. В следующий раз, в ожидании новой порции критики, ему тем более не захочется что-либо делать по просьбе и тем более требованию.
В случае неудачи (к примеру, плохой оценки) нужно спокойно побеседовать, спросить о причинах этого происшествия, выяснить, что сам школьник думает по этому поводу и как планирует решать проблему. А затем (обязательно!) – предложить ему помощь, но в случае отказа не настаивать на своём.
2. Завышенные ожидания
Ещё одна распространённая ошибка родителей – завышенные ожидания от действий ребёнка. Мама училась на одни пятёрки, а папа в своё время выиграл городскую олимпиаду по физике. Это всё здорово, но школьник вовсе не обязан повторять успехи своих родителей.
Он имеет право на собственные интересы.
И если ему нравится выполнять домашние задания по одному-двум предметам, то не нужно требовать от него отличных результатов по всем остальным. Пусть занимается и учится в меру своих желаний и способностей.
3. Искренность
Беседы с детьми должны быть искренними. Не для галочки в списке дел. Вместо стандартных и надоевших вопросов «как-прошёл-твой-день», взрослому стоит узнать о том, что в течение этого дня особенно запомнилось и понравилось школьнику.
Каких успехов в освоении предмета он достиг, что нового узнал на конкретном уроке, с кем подружился или поссорился на перемене, что ел на обед (а не просто – ел/не ел).
Доверие начинается с заботы и участия родителя в жизни своего отпрыска.
Поэтому так важно, чтобы общение с ребёнком вошло в привычку и стало ежедневным вечерним ритуалом, которого все ждут с удовольствием.
4. Терпение
Важнейшее качество, которым просто обязан обладать каждый родитель, – это терпение.
Ни один диалог не пройдёт конструктивно, и не будет иметь положительных результатов в том случае, если взрослые, пусть и с подачи своих детей, срываются на крик или прекращают попытки договориться с ними, донести до них свои просьбы и предложения.
Да, у школьника начальных классов ещё очень многое может не получаться.Да, возможно ему придётся не один, и не два раза объяснить одну и ту же тему. Но в этом и проявляются педагогические таланты старших – в умении наконец-то «разжевать» и «разложить по полочкам» тот материал, который многократно ускользал от понимания.
5. Не умалять детские проблемы, но и не раздувать
Стоит учитывать также, что проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в повседневной жизни, могут быть очень серьёзными в его понимании. Если для его родителей это пустяк, потому что случалось с ними уже не единожды, то для юного отрока – это новая ситуация, с которой он столкнулся впервые.
Задача взрослых – не умалять серьёзности проблемы своего ребёнка. К её решению нужно подходить ответственно, чтобы помочь малышу прожить этот опыт и научить его в дальнейшем справляться самостоятельно.
6. Пообещал – выполни
Железное правило, несоблюдение которого подорвёт всё доверие – нужно обязательно выполнять обещания! Даже если обстоятельства складываются так, что сдержать данное слово не получается.
А если не получается от слова «совсем», то важно объяснить ребёнку – почему, попросить у него прощения и договориться о компенсации.
То есть перенести поход в кино или прогулку в парке на другую дату, но обязательно провести это мероприятие в ближайшем будущем.
7. Непосредственно доверие
Доверительные отношения невозможно построить без самого доверия. И если родители хотят, чтобы ребёнок им доверял, они сами должны в первую очередь доверять ему. Школьника можно привлекать к решению насущных проблем. Таких, как выбор одежды и обуви, канцелярских принадлежностей и прочих мелочей.
Ребёнок вполне способен дать совет по части обустройства в своей комнате в период ремонта или перестановки, замены мебели.
Он может проявить свои организаторские способности при подготовке к семейному торжеству. Взрослые часто серьёзно недооценивают творческие способности и смекалку своих отпрысков. Дети же нередко способны на генерацию удивительных идей.
8. Признание своих ошибок
Но как правильно разговаривать с ребёнком, если взрослый изначально был неправ, и, в конце концов, осознал это? В первую очередь нужно донести эту информацию до потерпевшей стороны.
Родитель, который ошибся, не потеряет свой авторитет в глазах школьника, признав свою неправоту. Напротив, он таким образом сможет объяснить ребёнку, что каждый имеет право на ошибку. А главное, что если ребёнок был в чём-то прав, то мама или папа в конце концов могут признать это и согласиться с его мнением.
9. Видеть в ребенке личность
А ещё нужно помнить, что даже новорожденный малыш – это личность. У него есть свои интересы, потребности, умения, навыки и знания, которыми он пользуется ежедневно.
С возрастом знания приобретают новые качества, ребёнок растёт и развивается. Вместе с тем усложняются его индивидуальные качества. И здесь сложно судить о том, что является достоинством, а что – недостатком. Скорее, это особенности личности.
Распространенной ошибкой среди родителей является навязывание примеров.
«Петя (Маша, Ира, Олег) делает это лучше». Но Петя, Маша, Ира или Олег – это совсем другие люди, и у них совсем другие родители. Школьник, которому ставят их в пример, родился, рос и продолжает расти в своих уникальных условиях, опираясь на свой уникальный опыт. Он может быть в чём-то способнее Пети, и, скорее всего, много в чём.
10. Честность
Не нужно обманывать. Ложь никогда не бывает во благо.
Во-первых, она часто вскрывается, и это подрывает доверие на корню.
Во-вторых, обманутый ребёнок чувствует себя преданным.
В-третьих, подобное поведение родителей может стать для него примером, и тогда малыш сам научится врать.
Ситуации, когда не хочется говорить правду, возникают часто. Одна из самых распространённых – потеря питомца. Родители часто придумывают небылицы о том, что любимое животное потерялось или убежало в лес. Они боятся расстраивать малыша информацией о том, что любимый пёс или хомяк скончался.
Но ведь ребёнок, которому сказали, что животное сбежало, будет надеяться на то, что оно найдётся, ждать и искать его. В конце концов, он всё-таки поймёт, что произошло на самом деле и расстроится ещё сильнее.
Родители всегда могут придумать трогательный рассказ о том, что их любимый «крошка енот» отныне в другом мире, и теперь там отдыхает. И что оттуда он, увы, не вернётся. Да, придётся пережить первые страдания ребёнка. Но он довольно скоро закончит переживать и смирится с потерей.
Заключение
Завоевать доверие своего ребёнка легко и сложно одновременно. С одной стороны – это ежедневная кропотливая работа, которую приходится проделывать не взирая на усталость, раздражение или сторонние проблемы.
С другой – это самый благодарный труд на свете, ведь он направлен на развитие правильных отношений с самым дорогим человеком на свете – своим ребёнком. Доверяя друг другу, дети и их родители учатся взаимопонимаю. Нет ничего более трогательного, чем тёплые, дружеские взаимоотношения между членами семьи.
Я сразу сказала, мне не нужны вызубренные пятерки. Учись хоть на тройки, но учись думать. Моя не боится домой принести тройку.
За двойки ругаю, так как получить тройку не сложно.
Пятерки – это не показатель ума.
Если ставите ребенку цель, закончить без троек или четверок, то пусть ему будет к чему стремится. Если он сделал это, не подведите с подарком, иначе доверия не будет. Приучите еще рассказывать все плохое что случается, но наоборот хвалите, не ругайте, тогда ребенок будет вам все рассказывать. Я пока выстроила такую схему. Вроде бы работает.