Строим доверие со школьником: что спрашивать вместо «как дела в школе»?

доверительные отношения с ребенком Воспитание

Зачастую дети просто не слышат своих родителей потому, что их вопросы звучат слишком банально. Дежурные разы вроде «Как дела?» и «Почему ты грустный?» наводят ещё бОльшую тоску. И отвечать не хочется – ребёнок не чувствует искреннего интереса к себе.

Конечно, переход из детского сада в школу – это серьёзный стресс для ребёнка. Но родителям может быть даже страшнее и тревожнее. Школьник имеет больше обязанностей, чем малыш детсадовского возраста, но и больше свобод, а это подразумевает, что ответственные за его психическое и физическое здоровье старшие родственники, лишаются возможности контролировать все его действия.

И тут важно вспомнить свои школьные годы. Казусы, инциденты, которые происходили тогда. Ведь учитывая свой качественный опыт, родители начинают лучше понимать состояние и мысли ребёнка. А детям будет полезно осознать, что папа и мама не всегда были взрослыми. И как раз поэтому они могут дать совет, ведь их детство уже прошло и состоялось.

Как правильно говорить с детьми, чтобы они учились доверять взрослым?

Выбирать темы для бесед с детьми, кстати, не обязательно должен взрослый. Один из важнейших моментов, на которых выстраивается доверительная беседа – умение слышать своего ребёнка.

как правильно разговаривать с ребенком

То есть анализировать его вопросы, желания и даже требования. Они рождаются не на пустом месте, а в виде протеста на основе ситуации, которая его не устраивает.

Кроме того, есть ряд правил и советов, следовать которым необходимо каждому родителю.

1.  Не придираться к ребёнку и не критиковать его

Недовольство со стороны старших внушает чаду неуверенность в себе. В следующий раз, в ожидании новой порции критики, ему тем более не захочется что-либо делать по просьбе и тем более требованию.

как разговаривать с детьми правильно

В случае неудачи (к примеру, плохой оценки) нужно спокойно побеседовать, спросить о причинах этого происшествия, выяснить, что сам школьник думает по этому поводу и как планирует решать проблему. А затем (обязательно!) – предложить ему помощь, но в случае отказа не настаивать на своём.

2.  Завышенные ожидания

Ещё одна распространённая ошибка родителей – завышенные ожидания от действий ребёнка. Мама училась на одни пятёрки, а папа в своё время выиграл городскую олимпиаду по физике. Это всё здорово, но школьник вовсе не обязан повторять успехи своих родителей.

Он имеет право на собственные интересы.

И если ему нравится выполнять домашние задания по одному-двум предметам, то не нужно требовать от него отличных результатов по всем остальным. Пусть занимается и учится в меру своих желаний и способностей.

3. Искренность

Беседы с детьми должны быть искренними. Не для галочки в списке дел. Вместо стандартных и надоевших вопросов «как-прошёл-твой-день», взрослому стоит узнать о том, что в течение этого дня особенно запомнилось и понравилось школьнику.

с детьми нужно разговаривать искренне

Каких успехов в освоении предмета он достиг, что нового узнал на конкретном уроке, с кем подружился или поссорился на перемене, что ел на обед (а не просто – ел/не ел).

Доверие начинается с заботы и участия родителя в жизни своего отпрыска.

Поэтому так важно, чтобы общение с ребёнком вошло в привычку и стало ежедневным вечерним ритуалом, которого все ждут с удовольствием.

4. Терпение

Важнейшее качество, которым просто обязан обладать каждый родитель, – это терпение.

Ни один диалог не пройдёт конструктивно, и не будет иметь положительных результатов в том случае, если взрослые, пусть и с подачи своих детей, срываются на крик или прекращают попытки договориться с ними, донести до них свои просьбы и предложения.

Да, у школьника начальных классов ещё очень многое может не получаться.Да, возможно ему придётся не один, и не два раза объяснить одну и ту же тему. Но в этом и проявляются педагогические таланты старших – в умении наконец-то «разжевать» и «разложить по полочкам» тот материал, который многократно ускользал от понимания.

5. Не умалять детские проблемы, но и не раздувать

Стоит учитывать также, что проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в повседневной жизни, могут быть очень серьёзными в его понимании. Если для его родителей это пустяк, потому что случалось с ними уже не единожды, то для юного отрока – это новая ситуация, с которой он столкнулся впервые.

папа разговаривает с дочкой

Задача взрослых – не умалять серьёзности проблемы своего ребёнка. К её решению нужно подходить ответственно, чтобы помочь малышу прожить этот опыт и научить его в дальнейшем справляться самостоятельно.

6. Пообещал – выполни

Железное правило, несоблюдение которого подорвёт всё доверие – нужно обязательно выполнять обещания! Даже если обстоятельства складываются так, что сдержать данное слово не получается.

А если не получается от слова «совсем», то важно объяснить ребёнку – почему, попросить у него прощения и договориться о компенсации.

То есть перенести поход в кино или прогулку в парке на другую дату, но обязательно провести это мероприятие в ближайшем будущем.

7. Непосредственно доверие

Доверительные отношения невозможно построить без самого доверия. И если родители хотят, чтобы ребёнок им доверял, они сами должны в первую очередь доверять ему. Школьника можно привлекать к решению насущных проблем. Таких, как выбор одежды и обуви, канцелярских принадлежностей и прочих мелочей.

Ребёнок вполне способен дать совет по части обустройства в своей комнате в период ремонта или перестановки, замены мебели.

Он может проявить свои организаторские способности при подготовке к семейному торжеству. Взрослые часто серьёзно недооценивают творческие способности и смекалку своих отпрысков. Дети же нередко способны на генерацию удивительных идей.

8. Признание своих ошибок

Но как правильно разговаривать с ребёнком, если взрослый изначально был неправ, и, в конце концов, осознал это? В первую очередь нужно донести эту информацию до потерпевшей стороны.

родителям нужно уметь признавать свои ошибки

Родитель, который ошибся, не потеряет свой авторитет в глазах школьника, признав свою неправоту. Напротив, он таким образом сможет объяснить ребёнку, что каждый имеет право на ошибку. А главное, что если ребёнок был в чём-то прав, то мама или папа в конце концов могут признать это и согласиться с его мнением.

9. Видеть в ребенке личность

А ещё нужно помнить, что даже новорожденный малыш – это личность. У него есть свои интересы, потребности, умения, навыки и знания, которыми он пользуется ежедневно.

С возрастом знания приобретают новые качества, ребёнок растёт и развивается. Вместе с тем усложняются его индивидуальные качества. И здесь сложно судить о том, что является достоинством, а что – недостатком. Скорее, это особенности личности.

Распространенной ошибкой среди родителей является навязывание примеров.

«Петя (Маша, Ира, Олег) делает это лучше». Но Петя, Маша, Ира или Олег – это совсем другие люди, и у них совсем другие родители. Школьник, которому ставят их в пример, родился, рос и продолжает расти в своих уникальных условиях, опираясь на свой уникальный опыт. Он может быть в чём-то способнее Пети, и, скорее всего, много в чём.

10. Честность

Не нужно обманывать. Ложь никогда не бывает во благо.

Во-первых, она часто вскрывается, и это подрывает доверие на корню.

Во-вторых, обманутый ребёнок чувствует себя преданным.

В-третьих, подобное поведение родителей может стать для него примером, и тогда малыш сам научится врать.

Ситуации, когда не хочется говорить правду, возникают часто. Одна из самых распространённых – потеря питомца. Родители часто придумывают небылицы о том, что любимое животное потерялось или убежало в лес. Они боятся расстраивать малыша информацией о том, что любимый пёс или хомяк скончался.

Но ведь ребёнок, которому сказали, что животное сбежало, будет надеяться на то, что оно найдётся, ждать и искать его. В конце концов, он всё-таки поймёт, что произошло на самом деле и расстроится ещё сильнее.

Родители всегда могут придумать трогательный рассказ о том, что их любимый «крошка енот» отныне в другом мире, и теперь там отдыхает. И что оттуда он, увы, не вернётся. Да, придётся пережить первые страдания ребёнка. Но он довольно скоро закончит переживать и смирится с потерей.

Заключение

Завоевать доверие своего ребёнка легко и сложно одновременно. С одной стороны – это ежедневная кропотливая работа, которую приходится проделывать не взирая на усталость, раздражение или сторонние проблемы.

С другой – это самый благодарный труд на свете, ведь он направлен на развитие правильных отношений с самым дорогим человеком на свете – своим ребёнком. Доверяя друг другу, дети и их родители учатся взаимопонимаю. Нет ничего более трогательного, чем тёплые, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

Оцените статью
Итс Кидс

Добавить комментарий

Комментарии (1)
  1. Ирина
    Ответить
    Если смогли наладить доверительные отношения сразу же с ребенком, еще с садика, то и со школой не будет никаких проблем.

    Я сразу сказала, мне не нужны вызубренные пятерки. Учись хоть на тройки, но учись думать. Моя не боится домой принести тройку.
    За двойки ругаю, так как получить тройку не сложно.
    Пятерки – это не показатель ума.

    Если ставите ребенку цель, закончить без троек или четверок, то пусть ему будет к чему стремится. Если он сделал это, не подведите с подарком, иначе доверия не будет. Приучите еще рассказывать все плохое что случается, но наоборот хвалите, не ругайте, тогда ребенок будет вам все рассказывать. Я пока выстроила такую схему. Вроде бы работает.