Все чаще встречаются случаи, когда отчаявшиеся родители обращаются за помощью к психологу. Основная жалоба: “Я не могу справиться с ребенком. Может, он нездоров?”
Но приступы ярости, каприз и неподатливость – это не симптом заболевания.
Можно ли отнести к психологическим отклонениям непослушание, что такое “трудный ребенок” и как его правильно воспитывать, читайте в статье.
Почему родителям трудно принять замечания о своем ребенке
Каждый день на детских площадках мы видим матерей, которые ругают своих детей. Но, зачастую, такая мать очень раздражается, когда воспитатель из детского сада говорит, что ее ребенок опять будил всех во время дневного сна, она вскипает, когда ей делают замечания по поводу непослушания или невоспитанности ребенка.
Ей и самой приходится десять раз повторять малышу одно и то же, и все без толку. Она не стесняется в резких выражениях для ребенка, но не любит, когда со стороны говорят о его невоспитанности.
Причина в том, что родители идеализируют детей. В кругу семьи они могут признать, что малыш непослушный и своенравный, что он трудный ребенок. Но право критики ребенка, по их мнению, принадлежит только родителям.
Пятилетний малыш может перевернуть жизнь своих родителей вверх дном.
Постоянные ссоры, чувство вины, усталость – это угроза семейной идиллии.
В собственном ребенке можно увидеть врага номер один, кажется, что он поглощает своих родителей с каждым днем все больше и больше.
Тысячи родителей кажутся беспомощными, так как их малыши неуправляемы. Кто-то загнал себя в образ жертвы маленького сатрапа.
Кто-то не понимает, почему способ воспитания, который отлично сработал с первым ребенком, не влияет на второго. Невыносимо капризный, дерзкий, брыкливый, угрюмый – каждый родитель может рассказать о таком списке претензий к характеру малыша. Но не на людях.
Он совсем не похож на ребенка мечты
Планируя рождение ребенка, невольно начинаешь представлять то, каким он будет, когда подрастет. У будущих мамочек этот образ прописан до деталей: цвет глаз, улыбка, рост, характер. Но нельзя представить, что кто-то мечтает о трудном ребенке.
Если задуманное совсем не совпадает с реальностью, выдерживают не многие. Ведь существует стереотип, о котором стоило забыть давным-давно, ребенок должен быть спокойным, благодарным, короче говоря, удобным для родителей.
Психологи сразу же вас разочаруют, все, что вы себе придумали, не сбывается почти никогда. В реальности живой ребенок таким не будет, но это не значит, что он плохой.
Родителей раздражает, когда у малыша другой темперамент, чем они ожидали, этот факт сбивает их с толку и ребенок кажется неуправляемым.
Многим трудно принять этот факт, ведь как это: родной ребенок абсолютно не похож на меня? Он обязан быть моим продолжением, откуда он взял эти черты характера, они чужие!
Понимания между матерью или отцом и малышом может и не быть вовсе. Основная причина – несовпадение темпераментов. Если мать активная, живет в быстром ритме, а ее ребенок наоборот застенчив, тяжел на подъем, он будет казаться ей трудным.
Непослушание и ощущение себя
В ходе этой темы возникает вопрос, трудные дети – это врожденное?
Психологи говорят о том, что врожденными могут быть особенности нервной системы, которые влияют на развитие возбуждения или торможения, но немалую роль играет восприятие окружающей среды.
Кроме пяти основных чувств, существуют еще дополнительные:
- мышечно-суставное чувство;
- умение ощутить свою позу;
- координация движений.
Если у ребенка ослаблены эти дополнительные чувства, он не сможет сидеть на месте больше двух минут. Благодаря движениям он стимулирует себя, дабы ощутить свое тело. А взрослым кажется, что он неусидчивый, постоянно «крутится», балуется.
Смягчит эту проблему курс массажа, зарядка.
Бывает, что малыш пуглив: он боится спуститься с детской горки, его сильно укачивает в транспорте или ему трудно перешагнуть через какие-то предметы. Вся проблема в том, что его вестибулярный аппарат развит не до конца.
Малыш с повышенной чувствительностью закатывает истерики из-за контакта с одеждой, который его раздражает. Он может не захотеть играть с другими, или ему трудно найти общий язык с ровесниками, так как он подсознательно боится прикосновений чужих людей.
А что не в порядке у родителей?
Задумываясь над причинами непослушания собственного ребенка, многие родители начинают искать их в себе: не так воспитываем, не так общаемся, не понимаем, не умеем выслушать.
И в большинстве случаев, это те самые причины. Но родителям необходимо научиться их не просто находить, но и признавать ошибки своей воспитательной системы, и исправлять их. Иногда, в союзе с психотерапевтом.
Пример правильного родительского поведения
Родители шестилетней Вики, пытаясь разобраться в ее характере, решили, что у малышки гиперактивность.
Они стали искать разную информацию и решили применить опросник Коннорса для диагностики дефицита внимания в комбинации с гиперактивностью.
Проанализировав результат с детским психиатром, родители поняли, что ошиблись. После полного курса семейной психотерапии отношения между родителями и дочкой стали спокойнее.
Родители Вики не одиноки в своих предрассудках. Часто взрослые заходят в тупик, а потом идут к специалисту с вопросом, не болен ли их малыш.
Безосновательные ожидания родителей
Приводят к психологу ребенка и говорят: сделайте с ним хоть что-нибудь, он не может сидеть за столом во время занятий с логопедом. Конечно, он не может, ему два года! Можно ли назвать адекватным восприятием родителей, если у них нет представления о возрастных особенностях малыша?
Личность слишком послушного малыша уже придушена – его с ранних лет учат угождать взрослым.
Негативные последствия несет за собой постоянное сравнивание своего ребенка с другими детьми. Выдуманный образец или реальный, до которого ваш ребенок не дотягивает. Опять-таки, действует стереотип: хороший ребенок – это послушный ребенок.
Родителям, которые уверены что их малыш трудный, кажется, что он постоянно делает пакости им назло. Но дети редко делают специально что-то, что может навредить себе или папе с мамой. Просто ребенок не умеет брать под контроль свои действия или совладать со своим характером.
Обычно родителям “трудных детей” не хватает понимания. Образы идеальных, шаблонных, хороших детей стоят как завеса, которая ограждает их от своего уникального и трудного малыша.
Психологи замечают, что печально смотреть на то, как родителям не интересен их ребенок таким, каков он есть.
Ребенка нужно учить говорить о своих чувствах или переживаниях, учить анализировать то, что происходит вокруг и с ним. Таким образом, дети и родители научатся взаимопониманию.
Трудный – значит, достойный внимания
Трудным детям особенно нужны границы и правила, но устанавливать их не так просто.
Место ребенка в семье изменилось. Несколько десятков лет назад родители не интересовались, что их ребенок думает о своей школе, когда он хочет ужинать и что хочет на ужин. Жизнь была нетерпимой к излишним разговорам. Холодная иерархичность. Родители открыто говорили: “Как мы сказали, так и будет”.
Сейчас родители ушли от авторитарности в воспитании и становятся как можно демократичнее. Уважают выбор ребенка, но иногда это заходит слишком далеко.
Например, у ребенка болит живот, но он не желает идти к доктору. Его родители соглашаются, ведь это его выбор, но ответственность по-прежнему несут они за его жизнь и здоровье, безопасность и образование.
Что будет делать ребенок, почувствовав такое количество власти, столько полномочий, при отсутствии опыта? В первую очередь, он почувствует себя неуютно, тревожно, ведь нет тех границ, которые дают чувство защиты.
Родителям не стоит путать понятия авторитарности и авторитетности, последнее подразумевает устойчивость и последовательность в действиях. В семье должен быть свой устав нужных, с родительской точки зрения, правил. Пускай их будет три или семь, но их должны знать и выполнять.
Для самых маленьких это может быть условие не прикасаться к розеткам, для тинейджеров – прийти домой вовремя.
Такой принцип позволяет ребенку быть свободным, но и иметь границы, которые будут держать его в безопасности.
Итог
Трудные дети – увлекательные дети. Зачастую они одарены талантом и нестандартны в своих решениях.
А их воспитание – творческая задача для родителей, при решении которой они будут развиваться сами, станут более чуткими, гибкими и готовыми на эксперименты.
Ну вот один раз вы купили игрушку когда ребенок повалялся на полу в магазине, и он понял это и манипулирует. А почему надо удивляться, когда он упал в следующий раз?
Тоже самое и с наказанием. Раз-два не наказали, а потом вдруг наказали. Ребенок естественно ничего не понял. И такая вот непоследовательность действий вносит путаницу.
Можно действовать неправильно, но хотя бы последовательно. Это свои плоды точно принесет.