Когда видишь во дворе спокойных родителей, а рядом с ними – тихого малыша, первое, что приходит в голову – как же им повезло, что ребенок такой послушный. Между тем, завидовать здесь нечему.
Да, родители застенчивого ребенка могут позволить себе на прогулке расслабиться. Их чадо не попадет в беду, его не обидят. Да и сам малыш вроде не изъявляет желания выходить из-под уютной опеки: позвали сверстники играть, а он не пошел.
На самом деле, ребенок не идет к детям вовсе не потому, что ему так уж интересно с родителями: это не так. Он очень бы хотел побегать наперегонки с другими детками и повозиться с ними в песочнице. Но застенчивость мешает начать общение. Что делать, если ребенок стесняется? Давайте разбираться.
Скромность: положительная или отрицательная черта?
Небольшая стеснительность присуща каждому. Это инструмент адаптации и социализации ребенка к новому событию, который работает и в 4 года, и в 14.
Даже взрослый человек, находясь в незнакомой обстановке, испытывает легкую робость. Что уж говорить о малышах.
Естественная застенчивость дает личности время на оценку обстановки и формирование своего отношения к ней.
Вспомните, как поначалу дети бывают очень застенчивыми, когда знакомятся друг с дружкой. Но вот проходит полчаса – и они уже взахлеб общаются, секретничают и придумывают увлекательнейшие игры.
Скромные детки вызывают симпатию. Они не ведут себя вызывающе в обществе, воспитанные и доброжелательные, готовые прийти на помощь. Особенно очаровательна скромная девочка, она вызывает всеобщее одобрение.
С другой стороны, чрезмерно стеснительный ребенок не в состоянии преодолеть свой страх общения с людьми. Он пугается заводить новых друзей, не может раскрепоститься в играх, нормально общаться.
Это касается не только новых ситуаций, но и повседневного общения. У ребенка дошкольного возраста замкнутость проявляется в нежелании посещать детский садик. Иногда бьющееся в истерике чадо надо буквально отдирать от ноги, чтобы передать воспитателю.
Со временем детская застенчивость усиливается, если на нее не обращать внимания. Ребенок замыкается в себе, ему все труднее идти на контакт.
Повзрослев, он будет воспринимать общение с противоположным полом как обузу, а не как удовольствие. Чрезмерная застенчивость делает людей незаметными и неуспешными.
Как стеснительность сказывается на ребенке
Отмечено, что наибольшее проявление замкнутости наблюдается у ребят дошкольного возраста. На 5 году жизни им необходимо уважительное отношение к себе со стороны взрослых и сверстников.
В детском дошкольном учреждении малыш остается без комфортной опеки родителей. Он должен сам общаться с педагогами, детьми, участвовать в конкурсах, отвечать на занятиях.
Столкнувшись с необходимостью самостоятельных действий, робкий ребенок уходит в себя, что проявляется в:
- Смущении, стремлении уклониться от общения: малыш краснеет, бледнеет, избегает зрительного контакта, ищет место, где можно оказаться в одиночестве;
- Низкой успеваемости, в том числе, в школе: неуверенность в себе приводит к тому, что малыш отказывается отвечать на уроках, даже если прекрасно владеет материалом;
- Стремлении стать незаметным: ребенок хочет раствориться в толпе, боясь проявить чувства и тем самым привлечь к себе внимание.
Застенчивые дети обладают повышенной чувствительностью и тревожностью, что проявляется в боязни спать с выключенным светом или в одиночестве. Эмоциональное напряжение находит выход в творчестве, чтении, виртуальном мире, где ребенок свободен от оценки себя со стороны посторонних.
Недостаток общения приводит к нарушению способности выражать мысли словами. Малообщительные дети обладают небогатым словарным запасом, а тревожность может стать причиной заикания, другим речевым дефектам.
Говорят, что у застенчивых детей низкая самооценка. Это не всегда верно, даже наоборот. Очень часто ребенок считает себя хорошим, лучше других, но ему кажется, что окружающие недооценивают его, относятся хуже, чем он того заслуживает.
Большая зависимость от постороннего мнения о себе заставляет ребенка испытывать стресс при каждом контакте с окружающими. Малыша больше заботит, как на его действия или слова отреагируют другие, чем содержание занятий.
Постоянный вопрос: «Что обо мне подумают другие?» перебивает желание познавать новое, получать удовольствие от самого процесса.
Что вызывает застенчивость?
С возрастом ребенок сильнее осознает робость. Неудачные попытки контролировать ее приводят к сомнению в собственных силах. Подросток кажется себе глупым, беспомощным, недостойным ничего хорошего.
Таким образом, неуверенность в себе является не причиной детской застенчивости, а результатом страха общения.
Кроха может стать робким и по другим причинам:
- Завышенные требования, предъявляемые к малышу. Когда ребенка часто критикуют за ошибки, неубранную комнату, плохое поведение; когда запрещают что-то «потому что я так сказал» или наказывают, не удосужившись объяснить причину неудовольствия и рассказать, как правильно следовало поступить, тогда дитя скорее предпочтет ничего не делать, чтобы не разозлить взрослого. Он просто побоится вызвать неодобрение.
- Неблагополучная семейная ситуация. Если дома у ребенка нередки рукоприкладство, крики и оскорбления, он будет пугаться вступать в контакт, считая, что такие отношения – норма для всех и стремясь избавить себя от того, что ему неприятно. Он может стать зажатым или, наоборот, драчливым. Агрессия – это тоже способ изолировать себя от общения с окружающими. Агрессивный малыш не плохой: он просто боится, что его обидят.
- Домашнее воспитание. Когда кроха часто болеет или вовсе находится на домашнем обучении, его контакты со сверстниками резко сокращаются. Недостаток опыта в выстраивании отношений с людьми приводят к замкнутости.
- Чрезмерно заботливые родители. Это тот случай, когда добрые намерения приносят больше вреда, чем пользы. Постоянное сопровождение ребенка, запрет выходить из зоны зрительного контроля, намеренная и частая критика других детей в присутствии своего ребенка, а также навязывание своего мнения делают из него инфантильную личность.
Как помочь ребенку раскрепоститься
Если ребенок стесняется в детском садике, доктор Комаровский рекомендует наладить его общение с ребятами из группы вне дошкольного учреждения. Так адаптация крохи пройдет более безболезненно. Зная, что Дима и Настя тоже ходят в детский садик, малыш будет брать с них пример.
К тому же, отправляясь утром в группу, он будет знать, что встретит там друзей.
Порой взрослые не знают, как раскрепостить ребенка.
Психологи дают следующие рекомендации родителям замкнутых деток:
- Дайте малышу почувствовать свою важность, а для этого поручайте крохе несложные дела. Например, в магазине попросите выложить продукты из корзины, дома – принести нужную вещь.
- Советуйтесь с малышом. Участвуя в обсуждении вопросов, кроха чувствует себя взрослым. Кроме осознания собственной ценности он приобретает навык выражения мыслей вслух, а также отстаивания своего мнения.
- Чаще выходите на улицу. Привыкнув находиться в обществе, малыш будет воспринимать его как неотъемлемую часть жизни. Не стоит требовать от крохи обязательно участвовать в детских играх: достаточно того, что он наблюдает, как ребята ведут себя в разных ситуациях. Видя, что деткам весело, он тоже со временем захочет присоединиться к ним.
- Приглашайте в гости детей: дома и стены помогают. Если вы задумались, как научить ребенка не стесняться, сделайте его хозяином положения. Принимая сверстников на своей территории, показывая любимые игрушки, малыш чувствует уверенность.
- Поощряйте проявление эмоций. Зачастую застенчивые детки сдерживают чувства. Задача родителей – дать им выход. Иногда достаточно покривляться, чтобы малыш залился счастливым смехом. Покажите ребенку, что проявлять эмоции – это хорошо. Отлично помогает игра «Крокодил», где по мимике нужно угадывать, что стремится показать участник.
Как помочь застенчивому школьнику
Часто застенчивость становится причиной низкой успеваемости в школе, так как ребенок боится отвечать на уроках перед всем классом.
Советы психолога родителям робких деток: не давите.
Фразы типа «Завтра ты выйдешь к доске и ответишь!» или «Что из тебя получится, если ты даже руку поднять не можешь?» не помогут.
Критика приветствуется только в положительном ключе. Заметив, что ваш ребенок робеет в школе, постарайтесь ему помочь. Подойдет мягкое предложение вовлечь классного педагога с согласия школьника.
Например, можно сказать так: «Давай я поговорю с твоим учителем, и мы все вместе постараемся найти выход».
Важно дать ребенку уверенность, что родители и учителя – это его союзники. Хорошим решением будет для педагога давать школьнику письменные задания вместо устных. При необходимости устного ответа ученик может сделать его не перед всем классом, а отдельно, например, на перемене, когда одноклассники пошли в коридор.
Заключение
Если преодолеть стеснительность не получается, не ждите, что проблема рассосется сама.
Обращение за психологической помощью поможет своевременно найти выход из кажущегося тупика. Психолог в школе или поликлинике может подсказать ребенку действенные приемы для преодоления застенчивости.
Рецепт тут только один. Давайте как можно больше играть с детьми, начиная уже с пеленок. Пусть привыкает к общению сразу. Это научит преодолевать робость, научит делиться и самое главное, что дети учатся друг у друга и появляется соревновательный момент.
У меня 2 дочери и проблем с общением что у одной, что у другой нет. Есть конечно застенчивость, но в разумных пределах.