Социализация ребенка: как научить малыша общаться

социализация у ребенка Семья и воспитание

Социализация — это обретение навыков поведения в обществе. Неправильно считать, что они формируются с 3, 7 лет или после получения паспорта. Этот процесс начинается с первых дней жизни и продолжается даже в старости.

Конечно, вначале огромное влияние на развитие навыков общения оказывает семья, но постепенно влияние близких ослабевает, хоть и не пропадает полностью никогда.

С чего все начинается

Когда мама в первый раз видит новорожденного младенца, началось вхождение ребенка в жизнь общества, ведь его взросление теперь не остановить. Кроха еще не может толком видеть и слышать, отвечать окружающим, но он уже чувствует огромный мир вокруг себя.

Пусть даже он ограничен теплом маминой груди, вкусом и запахом молока, различными непонятными звуками.

В этот момент формируется основа психики, которая влияет на все дальнейшее развитие ребенка:

  1. Малыш запоминает, что мир — это доброе светлое место, где тепло и всегда дают покушать. В таком случае формируется открытость окружающим, позитивное и оптимистичное отношение к жизни.
  2. Иногда первое, с чем сталкивается младенец — это голод и холод. Эти чувства развиваются, если малыша редко берут на руки, часто оставляют одного, кормят по часам, а не по требованию. В таком случае кроха запоминает, что реальность опасна и надо от нее защищаться.

Это не значит, что в первом случае развиваются гарантированные лидеры и оптимисты, а во втором — пессимисты социофобы. Просто это основа, в зависимости от которой строится различная система общения с окружающим миром.

Она будет оказывать влияние на все дальнейшее формирование психики и социализацию личности.

Иногда для спасения жизни ребенка, ему приходится провести первые дни или даже месяцы жизни в кювезе. Это откладывает отпечаток на личности, который, впрочем, можно стереть, если проявить заботу и любовь в будущем.

Но не стоит самостоятельно воспроизводить негативные переживания, если хочется, чтобы ребенок быстро развивался и рано научился говорить, общаться и дружить.

Социализация в первые 6 месяцев

Удовлетворение потребностей в тепле и еде — это основа. Но чтобы ребенок быстро научился социализироваться, можно сделать еще несколько подготовительных упражнений.

Это не только полезно, но и весело:

  1. Кривляться. Постоянно меняющееся лицо человека — лучшее развлечение для малыша. Наблюдая за тем, как окружающие кривляются, изображают разные эмоции, малыш учится их повторять, тренирует мимические мышцы. Заодно это возможность сделать множество отличных фото.
  2. Разговаривать. Когда младенец начинает агукать и пытаться воспроизводить разные звуки, будет полезно повторять за ним, мяукать и квакать, рычать, просто разговаривать или петь песни. Вскоре ребенок будет удивлять всех окружающих своей разговорчивостью и разнообразием “слов”.
  3. Не перебивать. Наблюдая за тем, как родители внимательно слушают его лепет, кроха видит отличный пример социализации и учится основам вежливого диалога.
  4. Приглашать гостей. Не надо ограничивать общение с родственниками, братьями и сестрами, запираться дома. Чем больше людей общается с ребенком, тем больше различных манер общения он запоминает.

Первые результаты таких тренировок будут заметны уже в месяц, когда малыш начнет активно лепетать, улыбаться близким, позитивно реагировать на приближение мамы и папы, других людей, которых он часто видит.

Социализация до детского сада

Психологи и социологи выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая — это общение в кругу семьи и знакомых. Вторая — это контакты с людьми в детском саду, школе, а в дальнейшем — в ВУЗе, на работе, в госучреждениях или армии.

Пока ребенок еще свободен от необходимости постоянно сталкиваться с большим количеством людей, можно заложить основы социального поведения.

До года

С 6 месяцев ребенок начинает учиться у других детей правилам поведения. Он еще не может играть вместе с другими, но ему полезно общаться с новыми людьми.

детская социализация

С другой стороны в этот период формируется важнейший защитный механизм. Малыш начинает бояться незнакомцев.

Это не стеснительность или патология, а безусловный рефлекс, необходимый, чтобы в дальнейшем малыш не садился в чужие машины и не убегал за “дядями” с конфетами и котятами.

Чтобы правильно заложить основы вторичной социализации, надо чаще бывать на детских площадках, в грудничковых бассейнах. Если в людном месте ребенок начнет плакать, надо его обнять и успокоить тихим голосом.

До года также формируется чувство юмора. Родителям не будет лишним периодически забывать, что они “взрослые” и дурачиться с малышом. Это позволит взрастить сильный характер, который поможет преодолевать любые жизненные трудности с улыбкой.

До 2 лет

В этот период социализация ребенка должна протекать на детской площадке. Малыш с помощью взрослых учится, как правильно проводить время с другими детьми, делиться игрушками и соблюдать очередность в играх.

Но решить конфликты он еще не может. В таких случаях взрослый должен оказать помощь или увести ребенка, переключив его внимание с предмета ссоры на другую активность.

С 1,5 лет начинает развиваться эмоциональный интеллект. Малыш уже понимает, когда кто-то весел или расстроен. Но он еще не понимает, что надо делать в таких случаях, поэтому может проявлять эгоизм.

 

Не надо ругать ребенка за это и силой заставлять делиться или уступать место. Лучше объяснить и показать на примере, как надо поступать. Может даже несколько десятков раз.

До 3 лет

Это важнейший период первичной социализации. Условно после второго Дня рождения малыш начинает учиться выражать свои эмоции. Он уже понимает, что чувствуют окружающие, но не всегда осознает и правильно демонстрирует свое состояние.

Именно в этот период можно предотвратить истерики в магазине из-за некупленной игрушки, крики дома из-за выключенного мультика и взрывы злости на невкусную кашу или другого ребенка, который не поделился игрушкой.

В первую очередь, надо осознать, что рядом живет полноценный человек, который испытывает весь спектр эмоций, периодически радуется и злиться. У него уже есть предпочтения, желания и цели, которые надо уважать.

Ребенка можно наказывать за проявления агрессии и злости, протесты, постоянно ограничивать. Но это простейший способ воспитать духовного инвалида.

Лучше всего стать “проводником” и вместе с малышом исследовать новый мир эмоций:

  1. Начать смотреть вместе картинки в книжках и мультики, проговаривая, какие эмоции у героев, почему они их чувствуют, как поступают в тех или иных ситуациях.
  2. Показывать на игрушках, что чувствуют медвежата, когда остаются без мамы или машинки, когда побеждают в гонке.
  3. Лепить из теста, песка, глины или пластилина различные рожицы, соответствующие эмоциям, которые испытывает малыш или взрослый. Еще можно их рисовать, пусть и пальцем на запотевшем стекле.
  4. Правильно проявлять эмоции. Вместе с ребенком надо научиться смеяться и радоваться, когда случилось что-то хорошее. А вместо криков, злость можно проявлять, разорвав бумагу или потопав ногами.

Главная хитрость этих методов в том, чтобы у малыша не возникло противоречий между тем, что он видит, наблюдая за членами семьи, и тем, что ему рассказывают взрослые.

В противном случае ребенок быстро освоит полезный навык лицемерия.

Жизнь в детском садике

Обычно в 3-4 года ребенок впервые сталкивается с тем, что он остается без поддержки родителей в крупном коллективе.процесс социализации в детском саду

С этого момента взрослые теряют полный контроль над тем, как дальше будет социализироваться малыш.

Но это не значит, что ему нельзя помочь:

  1. Если есть возможность, надо подобрать садик с дружной группой и грамотными воспитателями. В идеальной ситуации на одного педагога должно приходиться до 5-10 детей. Но вне частных учреждений это большая редкость, поэтому лучше просто идти к воспитателю, который нравится больше других.
  2. Подготовить ребенка. Прежде чем оставлять его надолго, лучше несколько раз просто прийти в сад, погулять по его территории, посмотреть на детей, познакомиться с воспитателем. Потом надо побыть с малышом, пока он пару часов поиграет в группе. Обычно уже через неделю-две малыш перестает замечать, что мама уже ушла и вернется только вечером.
  3. Интересоваться ситуацией в группе. Важно не только контролировать происходящее через воспитателя. Многие моменты рассказывает сам ребенок и стоит к нему прислушиваться, обсуждать, что случилось в группе. Не лишним также будет пригласить новых друзей и их родителей к себе домой, чтобы ускорить социализацию.

Если в детский сад попасть не получается — это не смертельно. Ребенок может научиться общаться с другими, если будет регулярно посещать кружки и мероприятия, гулять на детской площадке, бывать в гостях. Просто это потребует чуть больше усилий от родителей.

Как помочь необщительному ребенку

Правила все те же. Надо только следить за тем, чтобы не впадать в крайности. Не надо заставлять малыша общаться с другими, если он не хочет.как помочь необщительному ребенку

Но не стоит и создавать социальный вакуум вокруг ребенка. Пусть вокруг него будут дети и взрослые, с которыми можно контактировать и играть в удобном формате.

Возможно, необщительному крохе просто надо больше времени, чтобы раскрыться. А, может, это будущий гений, который больше увлечен своим внутренним миром, чем окружающими.

В любом случае, если возникает ощущение, что что-то идет не так, всегда можно получить бесплатную помощь от психолога в детском саду, поликлинике или соцзащите.

Заключение

В школе и дальнейшей жизни ребенок будет все меньше зависеть от влияния родителей.

Если правильно заложить основу социализации до 3 лет, можно будет не переживать за него в будущем. Но не стоит забывать, что периодически помощь, поддержка и дружеский совет от близких людей нужны всем.

Оцените статью
Итс Кидс
Добавить комментарий