Воображаемые друзья детей: как реагировать родителям?

Воспитание

Ваш ребенок завел себе иллюзорного друга? Вам не стоит пугаться. Вероятно, это свидетельство его творческого потенциала. Как реагировать на плоды детского воображения и даже дружить с ними, рассказывает психолог Д. Келер.

Беспокоиться ли родителям, если у ребенка появился воображаемый друг?

“Линкольн – мой дедушка, – за ужином говорит мне мой пятилетний сын.  Я переспросила: “Что?”, а затем затаилась в молчании. “Да, – продолжает сын, со слезами на глазах, – я очень расстроился, когда его убили в театре”.

С этого примера из жизни, начинается исследовательская статья доктора Келер, которая раскрывает тему воображаемых друзей и тому, как отнестись к фантазиям вашего ребенка.

воображаемый друг, роль в жизни ребенка

Друзей у малыша может быть много: исторические личности, герои любимых сказок или книг, киношные персонажи или же полностью выдуманные. Все они играют большую роль в его жизни и эмоциональная связь между ними очень крепкая.  Но это не значит, что ваш ребенок не сошел с ума.

Психология и нафантазированные друзья

Воображаемые друзья у детей в возрасте от трех до восьми лет встречаются весьма часто, иногда этот друг может задержаться до подросткового возраста. Чаще к этому склонны девочки, образ выдуманного друга у малышей разного пола отличается.

Связь с таким другом может быть равноправной или иерархической.

Девочки чаще всего занимают позицию ухаживания, опекают «малышей» – разных зверюшек или пупсов. В свою очередь, мальчишки создают для себя знающих компаньонов, которые обладают большей силой.

Психологическое исследование показало, что есть две категории выдуманных друзей:

  1. Невидимая сущность.
  2. Персонифицированный объект.

Большинство детей знают, что их друзей нет в реальной жизни, некоторые даже говорят об этом своим родителям (к их облегчению). В выдуманном друге скрыт космос вашего малыша, его собственный мир фантазий.

Откуда берутся выдуманные друзья

Зачастую образ друга выдумывается для простого удовольствия.

откуда берутся воображаемые друзья

В основном, дети с богатой фантазией хорошо социализированы, им нравится все, что связано с фантазией. Эти личностные качества и особенности соединяются между собой и толкают  ребенка на то, чтобы создать себе нового друга.

Исследователь С. Карсон доказала, что дети заводят таких друзей с целью утоления психологических потребностей.

Необходимость в компетенции

Зачастую ребенок выступает в роли лидера в отношениях с выдуманным другом. Он начинает учить некомпетентного компаньона.

Необходимость отношений

Эмоциональная связь порой намного сильнее, нежели с реальными товарищами.

Необходимость автономии

В отдельных ситуациях выдуманный друг помогает ребенку манипулировать с целью получения полного контроля над обстоятельствами.

Устарелые мнения о выдуманных товарищах

В 1945 году доктор Спок писал в своих работах, что родителям стоит принимать меры, если малыш старше трех лет все еще играет с выдуманными товарищами. По его мнению, появление таких друзей указывает на недостаток чего-то или неприспособленности ребенка к реальной жизни.

Один из популярных психологов прошлого века Пиаже, изучавший развитие детей, сказал, что невидимые друзья – это признак нарушения развития.

Как бы то ни было, но исследовательские данные последних тридцати лет не на стороне Спока и Пиаже.

Последние изучения дают нам возможность предположить, что невидимый друг у вашего ребенка связан с благоприятными психологическими показателями в раннем и позднем возрасте.

Благоприятные психологические показатели

Если рассматривать связь детских фантазий и психологических показателей, можно выяснить, что дети, которые придумали себе друзей, имеют широкий словарный запас и развитые навыки речи. Они менее стеснительны, имеют социальную ориентацию и высокую ступень креативности.

Богатая фантазия дает лучшие результаты в тесте на творческие способности.

Любопытно, что дети, у которых имеется невидимый друг, изобретательнее своих сверстников, они не ограничены стандартами и могут придумать больше вариантов, как использовать различные предметы, например, ручку.

В итоге, исследования дают нам возможность судить о том, что ребенок с богатой фантазией, скорее всего, вырастет в креативного взрослого.

Активность ребенка

Отдельные специалисты всё ещё сомневаются во взаимосвязи выдуманных друзей ребенка и его высокой развитостью. Но существует теория, которая указывает на то, что хорошая фантазия может быть только у детей с высокими умственными способностями.

у каких детей появляются воображаемые друзья

Теория положительного разрушения Домбровского скрывает в себе момент, который касается тезиса высокой возбудимости (повышенной психической возбудимости у талантливых детей). Описание этой теории пересекается с особенностями тех детей, которые имеют невидимых друзей.

Характеристики повышенной психической возбудимости фантазии детей:

  1. Часто применяют метафоры, говорят образами.
  2. Имеют возможность выдумки и фантазии.
  3. Детально визуализируют, хорошо воспринимают поэзию и искусство. Одушевляют окружающую среду и готовы к волшебству.
  4. Умеют жить в мире фантазий.
  5. Любят сказки и книги о волшебстве.
  6. Любят сцену.
  7. Неожиданно создают образы, таким способом выражая эмоциональное напряжение.
  8. Не переносят скуку.
  9. Смешивают реальность и выдумку, воспроизводят сны.

Это очень интересная арена для исследовательской деятельности, которая вскоре принесет свои плоды для детального понимания связи между возбудимостью детей и их способностью создавать себе друзей.

Еще одним полем для исследовательских новшеств является теория пятерки личностных черт. Она открыла вероятную связь между предрасположенностью выдумывать товарищей и открытостью к опыту. Что, в свою очередь, опять отсылает нас к принципу повышенной возбудимости и таланту.

«Познакомьтесь» с  невидимым  другом  вашего ребенка

В книге “Воображаемые друзья и дети, которые их создают” автор описала выдумывание друзей как “магический круг”. У детей есть свой зачарованный мир, которым они не всегда желают делиться с кем-то еще.

И если вас, родителей, туда пустили, то  стоит адекватно принять этот факт. Для вас это реальная возможность установить более тесный контакт с малышом и узнать о его мыслях с помощью изучения его мира фантазий.

А к его невидимому другу стоит отнестись бережно, не пытайтесь поставить себя выше его, так как вашему ребенку интересно самому держать ситуацию в руках. Вас должна сопровождать радость, на протяжении этого путешествия в волшебный мир. Возможно, в вашей семье растет новый Артур Конан Дойль.

Верить или нет?

Специалисты из области детской психологии настаивают на том, что выдумку маленького ребенка не стоит называть ложью. Ложь, это когда ваш ребенок уже может различить реальность и фантазии. Но эта способность приходит к ним после шести лет.

воображаемый друг, что делать родителям

Чувствовать эту разницу они начинают с трех до шести лет, в этом возрасте начинает формироваться супер эго.

Малыш учится смотреть на себя со стороны, проводить параллель между своими поступками и действиями людей, которые его окружают, они начинают чувствовать вину и стыд. Пока он живет в своем мире игры, закон реальности ему не понятен.

Пятилетка Виталик убежден, что живет он на острове вместе с Тарзаном, Железным человеком и черепашками-ниндзя, а трехлетняя Женя, любит залезать на стол и кричать маме с папой, что это она такая большая выросла и стоит она не на столе, а на своих двух.

И в это время они не врут, они реально верят и пересказывают вам это как свою правду.

Итог

Дети обожают фантазировать. И придуманные друзья – вершина детской фантазии, за которую не стоит ругать малыша.

Необходимо понять, по какой причине у ребенка «завелся» этот друг: потому что просто скучно, потому что у него нет реальных друзей (или они его чем-то не устраивают), потому что ему не хватает родительского внимания?

Оцените статью
Итс Кидс
Добавить комментарий