Воображаемые друзья детей: как реагировать родителям?

Воспитание

Ваш ребенок завел себе иллюзорного друга? Вам не стоит пугаться. Вероятно, это свидетельство его творческого потенциала. Как реагировать на плоды детского воображения и даже дружить с ними, рассказывает психолог Д. Келер.

Беспокоиться ли родителям, если у ребенка появился воображаемый друг?

“Линкольн – мой дедушка, – за ужином говорит мне мой пятилетний сын.  Я переспросила: “Что?”, а затем затаилась в молчании. “Да, – продолжает сын, со слезами на глазах, – я очень расстроился, когда его убили в театре”.

С этого примера из жизни, начинается исследовательская статья доктора Келер, которая раскрывает тему воображаемых друзей и тому, как отнестись к фантазиям вашего ребенка.

воображаемый друг, роль в жизни ребенка

Друзей у малыша может быть много: исторические личности, герои любимых сказок или книг, киношные персонажи или же полностью выдуманные. Все они играют большую роль в его жизни и эмоциональная связь между ними очень крепкая.  Но это не значит, что ваш ребенок не сошел с ума.

Психология и нафантазированные друзья

Воображаемые друзья у детей в возрасте от трех до восьми лет встречаются весьма часто, иногда этот друг может задержаться до подросткового возраста. Чаще к этому склонны девочки, образ выдуманного друга у малышей разного пола отличается.

Связь с таким другом может быть равноправной или иерархической.

Девочки чаще всего занимают позицию ухаживания, опекают «малышей» – разных зверюшек или пупсов. В свою очередь, мальчишки создают для себя знающих компаньонов, которые обладают большей силой.

Психологическое исследование показало, что есть две категории выдуманных друзей:

  1. Невидимая сущность.
  2. Персонифицированный объект.

Большинство детей знают, что их друзей нет в реальной жизни, некоторые даже говорят об этом своим родителям (к их облегчению). В выдуманном друге скрыт космос вашего малыша, его собственный мир фантазий.

Читайте также:  Почему ребенок кусается и как его отучить

Откуда берутся выдуманные друзья

Зачастую образ друга выдумывается для простого удовольствия.

откуда берутся воображаемые друзья

В основном, дети с богатой фантазией хорошо социализированы, им нравится все, что связано с фантазией. Эти личностные качества и особенности соединяются между собой и толкают  ребенка на то, чтобы создать себе нового друга.

Исследователь С. Карсон доказала, что дети заводят таких друзей с целью утоления психологических потребностей.

Необходимость в компетенции

Зачастую ребенок выступает в роли лидера в отношениях с выдуманным другом. Он начинает учить некомпетентного компаньона.

Необходимость отношений

Эмоциональная связь порой намного сильнее, нежели с реальными товарищами.

Необходимость автономии

В отдельных ситуациях выдуманный друг помогает ребенку манипулировать с целью получения полного контроля над обстоятельствами.

Устарелые мнения о выдуманных товарищах

В 1945 году доктор Спок писал в своих работах, что родителям стоит принимать меры, если малыш старше трех лет все еще играет с выдуманными товарищами. По его мнению, появление таких друзей указывает на недостаток чего-то или неприспособленности ребенка к реальной жизни.

Один из популярных психологов прошлого века Пиаже, изучавший развитие детей, сказал, что невидимые друзья – это признак нарушения развития.

Как бы то ни было, но исследовательские данные последних тридцати лет не на стороне Спока и Пиаже.

Последние изучения дают нам возможность предположить, что невидимый друг у вашего ребенка связан с благоприятными психологическими показателями в раннем и позднем возрасте.

Благоприятные психологические показатели

Если рассматривать связь детских фантазий и психологических показателей, можно выяснить, что дети, которые придумали себе друзей, имеют широкий словарный запас и развитые навыки речи. Они менее стеснительны, имеют социальную ориентацию и высокую ступень креативности.

Богатая фантазия дает лучшие результаты в тесте на творческие способности.

Любопытно, что дети, у которых имеется невидимый друг, изобретательнее своих сверстников, они не ограничены стандартами и могут придумать больше вариантов, как использовать различные предметы, например, ручку.

Читайте также:  Как правильно отвечать на детские вопросы

В итоге, исследования дают нам возможность судить о том, что ребенок с богатой фантазией, скорее всего, вырастет в креативного взрослого.

Активность ребенка

Отдельные специалисты всё ещё сомневаются во взаимосвязи выдуманных друзей ребенка и его высокой развитостью. Но существует теория, которая указывает на то, что хорошая фантазия может быть только у детей с высокими умственными способностями.

у каких детей появляются воображаемые друзья

Теория положительного разрушения Домбровского скрывает в себе момент, который касается тезиса высокой возбудимости (повышенной психической возбудимости у талантливых детей). Описание этой теории пересекается с особенностями тех детей, которые имеют невидимых друзей.

Характеристики повышенной психической возбудимости фантазии детей:

  1. Часто применяют метафоры, говорят образами.
  2. Имеют возможность выдумки и фантазии.
  3. Детально визуализируют, хорошо воспринимают поэзию и искусство. Одушевляют окружающую среду и готовы к волшебству.
  4. Умеют жить в мире фантазий.
  5. Любят сказки и книги о волшебстве.
  6. Любят сцену.
  7. Неожиданно создают образы, таким способом выражая эмоциональное напряжение.
  8. Не переносят скуку.
  9. Смешивают реальность и выдумку, воспроизводят сны.

Это очень интересная арена для исследовательской деятельности, которая вскоре принесет свои плоды для детального понимания связи между возбудимостью детей и их способностью создавать себе друзей.

Еще одним полем для исследовательских новшеств является теория пятерки личностных черт. Она открыла вероятную связь между предрасположенностью выдумывать товарищей и открытостью к опыту. Что, в свою очередь, опять отсылает нас к принципу повышенной возбудимости и таланту.

«Познакомьтесь» с  невидимым  другом  вашего ребенка

В книге “Воображаемые друзья и дети, которые их создают” автор описала выдумывание друзей как “магический круг”. У детей есть свой зачарованный мир, которым они не всегда желают делиться с кем-то еще.

И если вас, родителей, туда пустили, то  стоит адекватно принять этот факт. Для вас это реальная возможность установить более тесный контакт с малышом и узнать о его мыслях с помощью изучения его мира фантазий.

А к его невидимому другу стоит отнестись бережно, не пытайтесь поставить себя выше его, так как вашему ребенку интересно самому держать ситуацию в руках. Вас должна сопровождать радость, на протяжении этого путешествия в волшебный мир. Возможно, в вашей семье растет новый Артур Конан Дойль.

Читайте также:  Детский конфликт: как вести себя родителям обидчика и обиженного?

Верить или нет?

Специалисты из области детской психологии настаивают на том, что выдумку маленького ребенка не стоит называть ложью. Ложь, это когда ваш ребенок уже может различить реальность и фантазии. Но эта способность приходит к ним после шести лет.

воображаемый друг, что делать родителям

Чувствовать эту разницу они начинают с трех до шести лет, в этом возрасте начинает формироваться супер эго.

Малыш учится смотреть на себя со стороны, проводить параллель между своими поступками и действиями людей, которые его окружают, они начинают чувствовать вину и стыд. Пока он живет в своем мире игры, закон реальности ему не понятен.

Пятилетка Виталик убежден, что живет он на острове вместе с Тарзаном, Железным человеком и черепашками-ниндзя, а трехлетняя Женя, любит залезать на стол и кричать маме с папой, что это она такая большая выросла и стоит она не на столе, а на своих двух.

И в это время они не врут, они реально верят и пересказывают вам это как свою правду.

Итог

Дети обожают фантазировать. И придуманные друзья – вершина детской фантазии, за которую не стоит ругать малыша.

Необходимо понять, по какой причине у ребенка «завелся» этот друг: потому что просто скучно, потому что у него нет реальных друзей (или они его чем-то не устраивают), потому что ему не хватает родительского внимания?

Оцените статью
Итс Кидс

Добавить комментарий

Комментарии (2)
  1. Ирина
    Ответить
    Это просто фантазии. У моих их тоже хватало, но обычно быстро проходило. Один друг потом сменял другого, но они понимали, что они ненастоящие.

    Просто если с ребенком проводить много времени, играть, то такое вообще маловероятно. Мне кажется воображаемые друзья возникают у тех, кому достается мало внимание. А ведь его очень хочется.

    Если конечно боитесь, лучше обратиться к психологу
  2. Максим
    Ответить
    Дети склонны замыкаться в себе, когда в реальности у них очень мало друзей. Это приводит к тому, что ребенок рисует себе воображаемых собеседников. И тогда последствия оказываются печальными, вплоть до нервного расстройства или раздвоения личности. На такое поведение родителям нужно реагировать незамедлительно. И оказывать детям внимание, чтобы они не оставались в одиночестве.