Как сформировать адекватную самооценку у ребенка

как сформировать адекватную самооценку у ребенка Семья и воспитание

Взрослые часто не осознают, насколько большую роль играет самооценка в жизни ребенка. От этого зависит, как он будет относиться к окружающим, принимать их поддержку и помощь, воспринимать себя как самодостаточную личность.

Все это важные составляющие, за счет которых формируется личность взрослого человека, зависит, станет ли он успешным. Наша статья посвящена теме формирования самооценки у детей.

Понятие

О том, что такое самооценка, психологи начали задумываться давно. Сейчас это понятие определяется, как представление человека о значимости собственной личности. Это то, как он оценивает свою роль в сравнении с окружающими людьми, собственные достоинства и недостатки, выдающиеся качества.

В числе основных критериев система смыслов, которая формируется у индивида в раннем возрасте.

Самооценка имеет много важных функций.

  1. Защитная гарантирует психологическую стабильность личность и независимость.
  2. Регуляторная определяет выбор конкретных шагов, необходимых для решений задач.
  3. Эмоциональная дает возможность получать удовлетворение от собственного Я, своей личности и ее качеств.
  4. Сигнальная отражает то, как человек в действительности к себе относится.
  5. Прогностическая определяет его активность в самом начале выполнения какой-либо работы.
  6. Адаптационная помогает уживаться с окружающим миром и людьми.
  7. Ретроспективная дает возможность объективно оценивать собственное поведение.
  8. Корригирующая обеспечивает контроль во время выполнения деятельности.
  9. Терминальная побуждает остановиться, если поступки вызывают сильное недовольство собой.
  10. Мотивирующая побуждает к действиям для получения одобрения со стороны окружающих.

Из этих составляющих во многом формируется личность человека.

Формирование

У детей формирование самооценки начинается еще в дошкольном возрасте. Ее развитие зависит от воспитания и окружения, в котором он растет.

Когда родители во всем поддерживают малыша и пытаются ему помочь, последовательно выстраивают воспитательный процесс, поддерживают в сложных ситуациях, у ребенка формируется адекватная самооценка.

формирование самооценкиВ детсадовском возрасте и в начальной школе ребенку принципиально важно чувствовать себя защищенным. В этом случае он уже в 5-7 лет начинает принимать самостоятельные решения, способен признать свои ошибки, не боится просить помощи.

Адекватная самооценка способствует умению ценить себя как уникальную личность.

Роль самооценки в жизни человека

В дошкольном возрасте и 1-3 классах родители часто ошибочно считают, что ребенок должен только получать знания и осваивать навыки. Но именно в этом возрасте происходит формирование самооценки. Закладываются основы того, насколько активным человеком будет малыш в будущем, как будет чувствовать себя в коллективе, реализовывать собственные амбиции.

Психологи считают, что у самооценки две составляющих – эмоциональная и интеллектуальная.

Эмоциональная формируется под влиянием родных, друзей и учителей. Этот компонент доминирует до 6-летнего возраста. Очень важно, как мама и папа относятся к достижениям и первым успехам малыша.

Интеллектуальная составляющая проявляется позже. Она формируется на основе самоанализа, когда человек способен оценивать свои слабые и сильные стороны.

Этапы развития

Самооценка у ребенка формируется в четыре этапа, начиная с его появления на свет.

I этап

От рождения до 1,5 лет. Формируется доверие к окружающему миру, позитивное отношение к самому себе. В первый год жизни формируется чувство привязанности.

Если родители оценивают все, что он делает в позитивном ключе, этот важный шаг к адекватной самооценке в будущем.

II этап

От 1,5 до 4 лет. Главным становится осознание своей зависимости или автономности. Ребенок внимательно следит за тем, как родители реагируют на его проявления самостоятельности.

самостоятельность неотъемлемая часть адекватной самооценки

Повышению самооценки способствует одобрение любознательности и желания многое делать без посторонней помощи.

III этап

От 4 до 6 лет. В этом возрасте все зависит от первых представлений ребенка о том, каким он вырастет. Базовое чувство инициативы или вины формируется в зависимости от того, как проходит процесс социализации.

IV этап

От 6 до 14 лет. Развивается стремление к самовыражению и труду.

Негативно сказывается низкий статус в коллективе сверстников и отсутствие полезных практических навыков.

Проблемные состояния

Существует несколько видов самооценки, которые вызывают опасения у психологов.

Завышенная самооценка

Она проявляется в пренебрежительном отношении к сверстникам и неуважении к старшим. Достижения окружающих высмеиваются.

Ребенок стремится управлять другими во время игр, игнорируя собственные слабые качества. Если коллектив не признает в нем предводителя, начинаются проблемы, вплоть до истерик.

Заниженная самооценка

Низкая самооценка – также неадекватное положение вещей. В таком случае ребенок не верит себя, постоянно испытывает тревогу.

заниженная самооценка у ребенка

Он изначально настраивает себя всегда на негативный результат. Он боится людей и не верит им. Это может выливаться в оскорбления окружающих.

Формированию такого уровня самооценки способствует, когда родители или учителя начинают сами настраивать ребенка на то, что он ни на что не способен, у него ничего не выйдет. Начинается все с мелочей. Например, ему не позволяют самостоятельно заправлять кровать, утверждая, что у него все равно не выйдет сделать это хорошо. Выливается это в серьезные психологические проблемы в будущем.

Чтобы самооценка формировалась адекватно, рекомендуется никогда не оценивать личность ребенка в воспитании, а только совершенный им поступок. Не нужно сравнить малыша с другими детьми, ставить их в пример.

Как повысить самооценку

Родители способны способствовать адекватному формированию самооценки личности малыша. Психологи придают большое значение повышению культуры населения. В это понятие они вкладывают необходимость уважительно обращаться с детьми, невзирая на то, сколько им лет.

как повысить самооценку у ребенка

Если у малыша начинаются проблемы с заниженной самооценкой в дошкольном возрасте, это можно оперативно исправить.

Мамы и папы должны научиться во всем поддерживать своего ребенка. Особенно когда у него возникает потребность сделать что-то самому. Естественно, если это не угрожает его здоровью или жизни. Важно заставить его начать верить в себя. Постоянно повторять, что у него обязательно получится, а если что-то пойдет не так, он всегда может обратиться за поддержкой к близким людям.

Вот несколько советов, которые помогут повысить самооценку маленького человека.

  1. Положительно реагируйте на все, чем ребенок интересуется. Например, когда он начинает рассуждать, кем хочет стать, когда вырастет, обязательно поддержите его. Скажите, что он обязательно станет блестящим танцором, певцом, водителем или художником. Здесь неважно, какое дело он выберет (предпочтение изменится еще не раз). Важно, чтобы он почувствовал поддержку со стороны родителей. Тогда у него сформируется потребность добиваться цели, идти к своей мечте.
  2. Искренне радуйтесь и хвалите малыша, когда он добивается успехов. Принес домой хороший рисунок, получил отличную оценку.
  3. Не уставайте повторять, что верите в него, любите и гордитесь.
  4. Если что-то дарите, запомните, что теперь он будет считать эту вещь своей. Не смейте отбирать ее, заявлять о своих правах, потому что покупали на заработанные деньги.
  5. Если сформировались доверительные отношения, побуждайте ребенка делиться неудачами и сложностями, с которыми он сталкивается. Вместе с ним анализируйте, из-за чего появилась проблема, как развивалась, что можно сделать, чтобы исправить ее. Обсудите, какие лично он видит пути, чтобы исправить ситуацию. В этом случае малыш будет чувствовать доверие и близость. Будет знать, где всегда сможет найти поддержку.
  6. В некоторых ситуациях просите его что-нибудь вам посоветовать. Когда отношения выстроены верно, ребенок будет выражать свое мнение, формулируя свою позицию. Внимательно его выслушивайте, благодарите, чтобы он понимал, что вы с уважением относитесь к его позиции. Он должен чувствовать, что его считают равным, его мнение имеет вес.

Заключение

На личном примере всегда демонстрируйте, что уважительно относитесь к окружающим, уважайте мнение всех людей, в том числе и детей.

Только так вам удастся сформировать адекватную самооценку у ребенка.

Оцените статью
Итс Кидс
Добавить комментарий

  1. Валентина

    На мой взгляд статья вполне удачная и соглашусь с автором, особенно с выводом. Я лично помнится много читала и старалась прислушиваться к тому, что мне говорят. Не могу сказать, что была послушной, но меня лично воспитывали родители по методу «достигай сама того, чего хочешь», и книги конечно дали много. И тем и тем я благодарна. Особенно понравился 3 пункт: «Не уставайте повторять, что верите в него, любите и гордитесь».

    Ответить