Ранннее развитие: норма или переутомление для ребенка

ранее развитие Развитие

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос умным и успешным, был способным, быстро учился. Именно для таких мам и пап, и точно такими же энтузиастами создавались различные методики раннего развития, направленные на обучение деток до трех лет.

На сегодняшний день не существует единого мнения, правильно ли с педагогический, и обоснованно ли с физиологической точек зрения раннее развитие, принесет оно пользу, или навредит малышу.

Особняком стоит вопрос о целях, которые преследуются родителями в попытках сделать малыша развитым не по годам: именно от этих целей, от того, насколько они честолюбивы, и преследуют ли на самом деле интересы ребенка, во многом зависит, пойдет ли обучение на пользу.

Эти и другие вопросы о развитие детей до трехлетнего возраста мы рассмотрим в этой статье.

Для чего вашему малышу раннее развитие

Стоит обсудить, для чего родители пользуются методиками раннего развития. Казалось бы, такой прозрачный вопрос. “Ну, конечно, чтобы развивать ребенка!” – воскликните вы. На самом  деле вопрос не так и прост, как и ответ на него. И это первое, о чем нужно задуматься, подбирая развивающие занятия для детей.

Есть две категории родителей, применяющих эти методики. Мы опишем их характеристики утрированно, так как в реальной жизни эти черты в той или иной мере присутствуют одновременно.

  1. Мамы и папы, которые наслаждаются общением с малышом и хотят бережно, ярко и интересно знакомить кроху с миром. Такие родители обычно больше интересуются внутренним наполнением методики и прислушиваются к мнению педагогов. Они редко останавливают внимание на одном подходе, предпочитая сочетать несколько приемов, почерпнутых из разных школ раннего развития, таким образом, делая занятия индивидуальными для своего малыша.
  2. Родители, которые хотят видеть в ребенке лидера или гения уже с первых лет жизни. Часто это перфекционисты, которые привыкли ставить себе высокую планку и добиваться в жизни значимых результатов. Нередко это люди, не лишенные тщеславия, а иногда видящие в своих малышах возможности реализовать собственный, не раскрытый в детстве потенциал. Такие мамы и папы интересуются не столько наполнением методик, сколько результатами, которые они обещают, а также пользуются рекомендациями других родителей, уже получивших какие-то результаты со своими детьми.
Читайте также:  2-3-летний ребёнок не разговаривает: причины и "лечение" детского молчания

В родителях сочетается как безусловная любовь к детям, так и определенная толика тщеславия, позволяющая “болеть” за них и наслаждаться их успехами, как своими собственными.

Психологи утверждают, что без проекции на малыша не обходится ни одно воспитание. Невозможно растить маленьких дочек и сыночков, и при этом не вспоминать собственный нежный возраст, не переживать эти моменты снова со своими детьми.

Но стоит четко разделять ваши желания, и желания вашего ребенка, ваши цели, и цели ваших детей. Это поможет вам жить собственной жизнью, а ребенку –  учиться на вашем примере жить своей.

Разные взгляды на раннее развитие ребенка

Родителям, собирающимся обучать малыша самостоятельно или носить его в студию раннего развития, приходится столкнуться с большим количеством противоречивой информации, касающейся таких занятий.

развитие ребенка

Кто-то говорит, что раннее развитие позволит увеличить потенциал малыша и будет способствовать его лучшей адаптации в старшем возрасте. Другие же утверждают, что подобные занятия будут только перегружать ребенка.

Основные доводы против интенсивного раннего обучения

  • У каждого ребенка есть свой собственный темп развития, который обусловлен физиологически и тесно связан с темпераментом. Интенсивное раннее развитие может нарушить этот естественный процесс.
  • Чрезмерное внимание к интеллектуальному развитию может привести к дефициту в других областях воспитания, таких как развитие физическое, эмоциональное, творческое, социальное.
  • Качественное и системное применение методик раннего развития – это очень энергозатратный для родителей процесс, требующий большого количества времени, внимания и материальных ресурсов.
  • Методики и способы их применения, если они не подбираются индивидуально педагогами в области развития малышей возрастной группы от 0 до 3 лет, могут привести к негативным последствиям, таким как психологические перегрузки и неврозы. А они лишь затормозят развитие малыша, таким образом, дав обратный желаемому эффект. О том, как развивать ребенка в 1 год правильно, или как выстраивать занятия для детей от 1 года, может знать лишь обученный специалист.
Читайте также:  Развитие младенца: что умеет ребенок в 1 месяц

Аргументы в пользу раннего развития детей

  • Первые три года жизни ребенка – сензетивный период, когда малыш особенно восприимчив к окружающему миру, ведь в это время нейронные связи в его мозгу только формируются. Это самое благодатное для формирования психики время. Больше об этом можно прочесть в книге японского писателя Масару Ибуки «После трех уже поздно».
  • Развивая малыша всесторонне, родитель уже на раннем этапе может разглядеть способности ребенка к той или иной деятельности и дать им раскрыться.
  • Правильно подобранные методики раннего развития и их верное применение родителями позволит им провести много радостных, интересных и познавательных моментов с малышом.

Лучшие методики раннего развития

Что касается самих методик раннего развития, их существует довольно много, и хотя у каждой есть и свои сторонники, и оппоненты, за долгие годы своего существования они доказали свою эффективность.

программы раннего развития

Самые распространенные:

  • Система Марии Монтессори.
  • Вальдорфская педагогика Штайнера.
  • Интеллектуальные игры Никитина.
  • Карточки Гленна Домана.
  • Метод Сесиль Лупан.
  • Кубики Зайцева.

В этой статье мы не будем останавливаться на подробном описании каждой из них, так как эту информацию не сложно найти самостоятельно.

Несколько  советов для родителей

  1. Обязательно интересуйтесь недостатками каждой системы, а не только описываемыми достоинствами. Для этого лучше почитайте, как она формировалась, и какую критику вызвала в педагогической среде.
  2. На основе информации о каждой методике составьте примерную схему, какие стороны личности она старается развивать, а какие не затрагивает. Так вы сможете лучше понять, подходит ли она вашему малышу, а также какими другими методиками ее можно уравновесить.
  3. Маленьким деткам очень нужна системность и стабильность, поэтому если вы будете перебирать разные методики, экспериментируя непосредственно на них, то можете нарушить их естественное развитие или даже вызвать отторжение к любому обучению. Так что лучше потратьте больше времени на подготовку, но выберите что-то одно.
  4. Если вы видите, что методика не подходит, занятия по ней не вызывают радости и встречаются с неприятием, то все же стоит сменить ее на другую, обязательно сделав между ними перерыв в две-три недели.
  5. При выборе методики подумайте о том, как можно будет логично продолжать обучение после трехлетнего возраста, а также насколько это реализуемо в условиях наших реалий. К примеру, популярнейшая методика Монтессори предполагает последовательное обучение вплоть до совершеннолетия, однако по факту в нашей стране существуют лишь первые две ступени – от 0 до 3 и от 3 до 6 лет. В крупных городах можно встретить еще и начальную школу, но последующее обучение ребенку придется продолжать либо в обычной школе, либо на домашнем обучении.
Читайте также:  Как определить и развить талант у ребенка

Заключение

Раннее развитие ребенка, его целесообразность и безопасность до сих пор вызывают много споров в педагогической среде.

развитие детей

Мнения сходятся в одном: чтобы раннее обучение пошло на пользу, а не во вред малышу, важно учитывать этапы развития детей, и на основе этого очень чутко выстраивать программу занятий.

В итоге, каждый родитель сам выбирает, что будет лучше для его малыша – положиться на естественный темп развития и не торопить события, или же интенсивно заниматься с ребенком в первые три года жизни.

Делая этот выбор, мамам и папам важно оставаться именно в родительской роли, смотреть на вещи объективно, и ни в коем случае не пытаться реализовать свои честолюбивые порывы через успехи малыша.

Если вы действительно хотите, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым, и не преследуете при этом никаких скрытых целей, то вы примете верное решение.

Оцените статью
Итс Кидс

Добавить комментарий

Комментарии (1)
  1. Екатерина
    Ответить
    Могу сказать точно, что каждый ребенок индивидуален. С сыном почти не занималась чтением. Он достаточно долго (лет до 6) не мог даже слоги складывать, просто не понимал как это сделать. Но в какой-то момент он вдруг понял. САМ. И не только слоги, но и слова. И стал читать. Быстро, по-взрослому, без ошибок. Считаю, что правильно делала, что не мучила его чтением. В свое время само все пришло.