Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос умным и успешным, был способным, быстро учился. Именно для таких мам и пап, и точно такими же энтузиастами создавались различные методики раннего развития, направленные на обучение деток до трех лет.
На сегодняшний день не существует единого мнения, правильно ли с педагогический, и обоснованно ли с физиологической точек зрения раннее развитие, принесет оно пользу, или навредит малышу.
Особняком стоит вопрос о целях, которые преследуются родителями в попытках сделать малыша развитым не по годам: именно от этих целей, от того, насколько они честолюбивы, и преследуют ли на самом деле интересы ребенка, во многом зависит, пойдет ли обучение на пользу.
Эти и другие вопросы о развитие детей до трехлетнего возраста мы рассмотрим в этой статье.
Для чего вашему малышу раннее развитие
Стоит обсудить, для чего родители пользуются методиками раннего развития. Казалось бы, такой прозрачный вопрос. “Ну, конечно, чтобы развивать ребенка!” – воскликните вы. На самом деле вопрос не так и прост, как и ответ на него. И это первое, о чем нужно задуматься, подбирая развивающие занятия для детей.
Есть две категории родителей, применяющих эти методики. Мы опишем их характеристики утрированно, так как в реальной жизни эти черты в той или иной мере присутствуют одновременно.
- Мамы и папы, которые наслаждаются общением с малышом и хотят бережно, ярко и интересно знакомить кроху с миром. Такие родители обычно больше интересуются внутренним наполнением методики и прислушиваются к мнению педагогов. Они редко останавливают внимание на одном подходе, предпочитая сочетать несколько приемов, почерпнутых из разных школ раннего развития, таким образом, делая занятия индивидуальными для своего малыша.
- Родители, которые хотят видеть в ребенке лидера или гения уже с первых лет жизни. Часто это перфекционисты, которые привыкли ставить себе высокую планку и добиваться в жизни значимых результатов. Нередко это люди, не лишенные тщеславия, а иногда видящие в своих малышах возможности реализовать собственный, не раскрытый в детстве потенциал. Такие мамы и папы интересуются не столько наполнением методик, сколько результатами, которые они обещают, а также пользуются рекомендациями других родителей, уже получивших какие-то результаты со своими детьми.
В родителях сочетается как безусловная любовь к детям, так и определенная толика тщеславия, позволяющая “болеть” за них и наслаждаться их успехами, как своими собственными.
Психологи утверждают, что без проекции на малыша не обходится ни одно воспитание. Невозможно растить маленьких дочек и сыночков, и при этом не вспоминать собственный нежный возраст, не переживать эти моменты снова со своими детьми.
Но стоит четко разделять ваши желания, и желания вашего ребенка, ваши цели, и цели ваших детей. Это поможет вам жить собственной жизнью, а ребенку – учиться на вашем примере жить своей.
Разные взгляды на раннее развитие ребенка
Родителям, собирающимся обучать малыша самостоятельно или носить его в студию раннего развития, приходится столкнуться с большим количеством противоречивой информации, касающейся таких занятий.
Кто-то говорит, что раннее развитие позволит увеличить потенциал малыша и будет способствовать его лучшей адаптации в старшем возрасте. Другие же утверждают, что подобные занятия будут только перегружать ребенка.
Основные доводы против интенсивного раннего обучения
- У каждого ребенка есть свой собственный темп развития, который обусловлен физиологически и тесно связан с темпераментом. Интенсивное раннее развитие может нарушить этот естественный процесс.
- Чрезмерное внимание к интеллектуальному развитию может привести к дефициту в других областях воспитания, таких как развитие физическое, эмоциональное, творческое, социальное.
- Качественное и системное применение методик раннего развития – это очень энергозатратный для родителей процесс, требующий большого количества времени, внимания и материальных ресурсов.
- Методики и способы их применения, если они не подбираются индивидуально педагогами в области развития малышей возрастной группы от 0 до 3 лет, могут привести к негативным последствиям, таким как психологические перегрузки и неврозы. А они лишь затормозят развитие малыша, таким образом, дав обратный желаемому эффект. О том, как развивать ребенка в 1 год правильно, или как выстраивать занятия для детей от 1 года, может знать лишь обученный специалист.
Аргументы в пользу раннего развития детей
- Первые три года жизни ребенка – сензетивный период, когда малыш особенно восприимчив к окружающему миру, ведь в это время нейронные связи в его мозгу только формируются. Это самое благодатное для формирования психики время. Больше об этом можно прочесть в книге японского писателя Масару Ибуки «После трех уже поздно».
- Развивая малыша всесторонне, родитель уже на раннем этапе может разглядеть способности ребенка к той или иной деятельности и дать им раскрыться.
- Правильно подобранные методики раннего развития и их верное применение родителями позволит им провести много радостных, интересных и познавательных моментов с малышом.
Лучшие методики раннего развития
Что касается самих методик раннего развития, их существует довольно много, и хотя у каждой есть и свои сторонники, и оппоненты, за долгие годы своего существования они доказали свою эффективность.
Самые распространенные:
- Система Марии Монтессори.
- Вальдорфская педагогика Штайнера.
- Интеллектуальные игры Никитина.
- Карточки Гленна Домана.
- Метод Сесиль Лупан.
- Кубики Зайцева.
В этой статье мы не будем останавливаться на подробном описании каждой из них, так как эту информацию не сложно найти самостоятельно.
Несколько советов для родителей
- Обязательно интересуйтесь недостатками каждой системы, а не только описываемыми достоинствами. Для этого лучше почитайте, как она формировалась, и какую критику вызвала в педагогической среде.
- На основе информации о каждой методике составьте примерную схему, какие стороны личности она старается развивать, а какие не затрагивает. Так вы сможете лучше понять, подходит ли она вашему малышу, а также какими другими методиками ее можно уравновесить.
- Маленьким деткам очень нужна системность и стабильность, поэтому если вы будете перебирать разные методики, экспериментируя непосредственно на них, то можете нарушить их естественное развитие или даже вызвать отторжение к любому обучению. Так что лучше потратьте больше времени на подготовку, но выберите что-то одно.
- Если вы видите, что методика не подходит, занятия по ней не вызывают радости и встречаются с неприятием, то все же стоит сменить ее на другую, обязательно сделав между ними перерыв в две-три недели.
- При выборе методики подумайте о том, как можно будет логично продолжать обучение после трехлетнего возраста, а также насколько это реализуемо в условиях наших реалий. К примеру, популярнейшая методика Монтессори предполагает последовательное обучение вплоть до совершеннолетия, однако по факту в нашей стране существуют лишь первые две ступени – от 0 до 3 и от 3 до 6 лет. В крупных городах можно встретить еще и начальную школу, но последующее обучение ребенку придется продолжать либо в обычной школе, либо на домашнем обучении.
Заключение
Раннее развитие ребенка, его целесообразность и безопасность до сих пор вызывают много споров в педагогической среде.
Мнения сходятся в одном: чтобы раннее обучение пошло на пользу, а не во вред малышу, важно учитывать этапы развития детей, и на основе этого очень чутко выстраивать программу занятий.
В итоге, каждый родитель сам выбирает, что будет лучше для его малыша – положиться на естественный темп развития и не торопить события, или же интенсивно заниматься с ребенком в первые три года жизни.
Делая этот выбор, мамам и папам важно оставаться именно в родительской роли, смотреть на вещи объективно, и ни в коем случае не пытаться реализовать свои честолюбивые порывы через успехи малыша.
Если вы действительно хотите, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым, и не преследуете при этом никаких скрытых целей, то вы примете верное решение.