2-3-летний ребёнок не разговаривает: причины и «лечение» детского молчания

ребенок молчит в 3 года Развитие

Речь – один из важнейших критериев, влияющий на общее развитие малыша. Воображение, внимание, память и мышление – те психические процессы, развитие которых зависит от понимания речи других людей.

Если ребёнок не говорит в 2 года, то это ещё не должно пугать, но, если ребёнок не говорит в 3 года, – это явное проявление задержки речевого развития. Если вы не научите ребёнка говорить, то может развиться и задержка интеллектуального становления крохи.

Этапы становления речи

Речь формируется в 3 направлениях: развитие психической сферы, обучение артикуляции, практика общения.

Становление вербальных умений зависит от правильного функционирования всех органов чувств. Нарушение работы хотя бы одного органа способно спровоцировать отставание.

Основополагающий период формирования речевых способностей – период до 2 лет. Это объясняется тем, что именно в данное время активно развивается участок мозга, отвечающий за коммуникацию.

После этого наступает процесс совершенствования детской речи: ребята обогащают словарный запас, усложняют свои фразы и предложения, учатся образности, осваивают чтение, письмо.

Чтобы своевременно выявить задержку речи, нужно знать особенности её формирования. Процесс вербального развития проходит в 3 этапа:

  1. Дословесный период. Продолжается до 10 месяцев жизни. Проявляется криком, гулением, лепетом. Новорождённый так заявляет о своих нуждах. Речь родителей, обращённая к младенцу, должна вызывать эмоциональный отклик. Малютка пытается произносить простые слоги.
  2. Период возникновения слов. Продолжается до 2 лет. Детки начинают осознавать, что можно комбинировать звуки, и использовать их в своих целях. Умеют отвечать на вопросы жестами, выражают эмоции интонационно.
  3. Совершенствование вербального общения. Продолжается до 6 лет. Дети распознают речь взрослых, применяют её самостоятельно.

Если ваше чадо молчит либо плохо разговаривает, обратитесь к специалисту для выяснения причин дисфункции. Они помогут устранить патологические факторы и поспособствовать речевому становлению.

Что указывает на речевое отставание

Когда ребёнку уже 2 года, а он не говорит, но всё понимает, нужно внимательно изучить проблему. Следует разобраться, действительно ли у малыша вербальная дисфункция, либо он относится к деткам, которые начинают говорить позже своих сверстников, а затем стремительно их догоняют.

К признакам явного речевого отставания относится отсутствие:

  • гуления и реакций на звуки, музыку, шум в 3 месяца;
  • лепета и произношения согласных звуков в 4 месяца;
  • подражаний речи взрослых в 6 месяцев;
  • интереса в речи родителей, её имитации в 1 год;
  • двусложных лексических единиц (мама, папа) и вербальной реакции на ваши просьбы в 1,5 года;
  • ответов на простые вопросы в 2 года.

Большинство детей начинает почти хорошо говорить в 2 года, критический рубеж получения устойчивого разговорного навыка – 3 года.

Если этого по каким-то причинам не произошло, и ребёнок молчит, обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу.

Врачи помогут выяснить причину речевой дисфункции, ведь именно от неё зависит тактика дальнейших действий.

Причины отсутствия речи

К патологическим факторам, повлиявшим на то, что ребёнок в 2 года не разговаривает, относятся:

  • дисфункции речевой системы – языка, ротовой полости, челюсти, нёба;
  • неправильная координация;
  • тугоухость;
  • проблемы со зрением;
  • расстройства центральной нервной системы.

Предпосылкой для развития описанных патологий выступают тяжёлые роды, инфекционные болезни в период беременности, генетический фактор, перенесённые травмы до 12 месяцев.

Если же со здоровьем малыша всё в порядке, ищите причины неразговорчивости в психологической сфере.

ребенок молчит в 3 года причины

Среди таких причин выделяют:

  1. Манипулирование родителями. Если вы мгновенно исполняете все просьбы и даёте крохе то, на что он указывает пальчиком, то он и не начнёт говорить.
  2. Отсутствие мотивации. Малютка не понимает, зачем и для чего ему говорить, ведь его, итак, все понимают.
  3. Молчание взрослых. Если вы мало общаетесь с мужем и другими членами семьи, ребёнок не слышит новые слова. Начните больше разговаривать, произнося вслух описания своих действий.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье. Ежедневные скандалы и крики пугают детей, они начинают замыкаться в себе, абстрагируясь от психологического дискомфорта и разговоров.
  5. Слишком развития информационная среда. Если малютка с детства «дружит» с гаджетами (телефоном, планшетом, телевизором), то происходит затруднение восприятия речи взрослых людей. При мгновенной смене кадров, меняющихся резких звуках дети получают только набор бессмысленных слов и образов. Речь успешно формируется лишь в общении с живыми людьми, когда малютка видит их мимику, слышит интонацию, видит правильную артикуляцию.
  6. Слабая развитость мелкой моторики. Центры головного мозга, отвечающие за вербальное становление, взаимосвязаны с координацией движений, осязанием, способностью манипулировать мельчайшими деталями. Играйте с ребёнком в развивающие игры – лепку, шнуровку, рисуйте, собирайте мозаику и конструктор.

Также учитывайте и темперамент вашего чада. Энергичные дети-сангвиники, как правило, начинают болтать после года, в то время как спокойные флегматики предпочитают молчать и наблюдать.

Рекомендации родителям

Если малышу уже 2 года, а он упорно молчит, вы должны разговорить ребёнка.

что делать, если ребенок не говорит

Для этого нужно:

  • заниматься артикуляционными упражнениями – ежедневно выполняйте гимнастику для мускулатуры лица;
  • развивать мелкую моторику – можно просеивать крупы, рисовать пальчиками, устроить «театр теней»;
  • создать в доме правильную речевую среду – расклейте на стенах картинки с изображением зверей, птиц, и рассказывайте малютке о каждом изображении, делайте это медленно и детально;
  • читать книги – читайте вслух громко и с выражением, пускай дитя пытается самостоятельно окончить фразу, чередуйте жанры – сказки, потешки, стихи, рассказы;
  • добавить музыкальное сопровождение – музыка, детские песенки отлично стимулируют речевое развитие.
  • делать зарядку для языка и губ – корчите рожицы вместе, вытягивайте губы, сворачивайте язык трубочкой. Будьте активны.

Если малютка продолжит общаться с вами жестами, указывая пальчиком на желаемый объект, поправляйте его, просите озвучивать всё словами.

Помните, что предпосылкой для речевого развития служит потребность ребёнка в эмоциональном общении с близкими людьми.

Наставления профессионалов

Если вы хотите узнать, как научить разговаривать ребёнка в 2 года, то изучите советы логопеда.

упражнения для развития речи

К наиболее простым и эффективным упражнениям, развивающим речевые мышцы, относятся:

  1. Широкая улыбка. Чем она шире, тем активнее лицевые мышцы. Улыбка облегчает произношение гласного звука «ы».
  2. Имитация голосов животных. Возьмите несколько игрушек малыша, и начните знакомить его с их речью. Пусть кроха повторяет за ними.
  3. Угадай мелодию. Найдите несколько музыкальных игрушек, включите каждую по очереди, а затем спрячьте их. Ребёнок должен угадать, какая из игрушек играет в данный момент.
  4. Угадывание зверя. Вы издаёте звук любого животного, а дитя угадывает, чей это голос.

Ежедневные занятия с ребёнком помогут ему освоить вербальное искусство.

Логопеды настаивают на том, чтобы родители во время упражнений сразу исправляли все неточности малыша.

Он изначально должен запоминать правильное произношение слов, не путая суффиксы и окончания. Не нужно коверкать слова и использовать их уменьшительно-ласкательные формы.

Заключение

Речь – важный аспект, от которого зависит интеллектуальное развитие ребёнка. Если малыш молчит в 2 года, то бить тревогу ещё рано.

Необходимо начать активные занятия с крохой, развивать его мелкую моторику, читать вслух, озвучивать все свои действия. Регулярное взаимодействие поможет вашему чаду начать разговаривать и выражать свои мысли вербально.

Оцените статью
Итс Кидс
Добавить комментарий

  1. Ирина

    Я согласна с тем, что надо больше внимания уделять детям. Так как сейчас они практически всегда в планшете и это тоже причина того, что разговаривать начинают позже.
    Идея с развешиванием предметов, а можно еще сразу написать как они произносятся — это очень хорошо. Своего учила примерно также. У меня все понимал, но говорить очень ленился, но потом ближе к 3 годам все пришло в норму.

    Ответить