Как обещала уважаемым комментаторам, возвращаюсь к теме воспитания детей-амбидекстров.
Многих родителей этот статус ребенка просто ввергает в шок. Хотя ничего такого в нем нет. Амбидекстрия – это способность в равной степени владеть и левой, и правой руками, а соответственно, обладать и железной логикой, и неуемной фантазией, уметь быстро принимать решения, ориентироваться в различных ситуациях и преуспеть в жизни.
Правда, ждать всего этого сразу от малыша-дошкольника или ребенка-школьника не надо. Ребенка нужно вести к успеху, воспитывать с учетом его особенностей, и не впадать в отчаянье, если что-то пошло не так.
О нюансах воспитания маленьких амбидекстров и родительских опасениях поговорим в статье.
Особенности «двуруких» детей
Амбидекстр – это человек, способный параллельно выполнять несколько задач. В детском саду или школе ему может показаться скучным только рисовать, или только читать. Таких детей важно занять полностью, чтобы в обучение были вовлечены оба полушария. Например, амбидекстру будет интересно не только нарисовать картинку, но и придумать историю к ней.
Но, к разочарованию родителей, часто случается так, что ребенок плохо усваивает новый материал. Вот не дается ему элементарная таблица умножения или простое четверостишие – и все тут. Ругаться, кричать, называть малыша тупым – неправильный подход. Этим положительного результата добиться невозможно.
Люди-амбидекстры очень болезненно воспринимают критику. Более того – они программируют себя под нее. Это для вас обидные слова – просто слова, брошенные в сердцах. А для ребенка – авторитетная оценка, обозначение уровня его способностей. И если родители считают этот уровень слишком низким, то и сам ребенок будет о себе невысокого мнения.
Не зацикливайтесь на стихах и табличке – ребенок их может не усваивать лишь потому, что они ему неинтересны. Зато амбидекстр выдаст вам массу точной информации из тех сфер или по тем предметам, которыми он увлекается, которые ему нравятся.
Скандалить из-за зазубривания школьной программы – зря терять время. Ребенок-амбидекстр никогда не выучит того, что ему кажется скучным. Чтобы раскрыть потенциал будущего гения, просто позвольте ему заниматься тем, что вызывает у него интерес.
Дети с амбидекстрией гиперактивны, мыслят образами, в подростковом возрасте часто впадают в депрессивное состояние. Амбидекстры раздражительны, их легко разозлить. Они импульсивны, но в ситуации, когда нужно принять быстрое решение – это плюс, поскольку они способны к объективному анализу событий и редко ошибаются.
Преимущества феномена амбидекстрии
Дети с обоими активными полушариями до пяти лет несколько отстают от сверстников в развитии, но затем их способности открываются, и окружение начинает замечать, насколько они необычны и удивительны:
- без проблем запоминают и воспроизводят огромные объемы информации (при условии, что она вызвала у них неподдельный интерес);
- развитая интуиция и сильная воля;
- быстрая оценка ситуации и мгновенный поиск правильного решения (благодаря обработке информации обоими полушариями мозга);
- способность успешно решать мультизадачи.
Еще такие дети часто видят вещие сны и могут предугадать будущие события.
Минусы амбидекстрии
Ребенок-амбидекстр обладает некоторыми психологическими нюансами, которые раздражают и настораживают его родителей. Заметив их, взрослые начинают давить на малыша , пытаться переучить и выругать там, где нужно проявить немного терпения.
Да, это не самые приятные особенности характера. Но преодолеть их грубой силой невозможно:
- обидчивость и плаксивость;
- нервозность;
- сложность в усвоении новой (неинтересной для него) информации (приблизительно до 12-летнего возраста);
- чрезмерная самокритичность и завышенные требования к себе.
Следствием этих психологических особенностей становятся физические недомогания:
- быстрая утомляемость;
- частые головные боли;
- неврастении.
Колоссальные нервные перегрузки дети-амбидекстры испытывают из-за невозможности отделить чувства от разума. Повзрослев они научатся контролировать эмоции и холодный расчет, чтобы раскладывать их по «отдельным полочкам», но в детском возрасте им не удается совсем.
При длительном общении с амбидекстрами может возникнуть ощущение, что в этих людях уживаются две разные личности.
Это больше всего и пугает родителей таких детей – они начинают подозревать психическое расстройство. Но накручивать себя и выдумывать диагнозы не стоит –прием у специалиста расставит все точки над «І».
Родительские ошибки в воспитании ребенка-амбидекстра
Очень часто родители необычных детей начинают путать СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) с амбидекстрией. Одна из мам на тематическом форуме описывает состояние своего сына, как дерганность, невнимательность, через пять минут забывает, куда что положил, заучивает урок – дома, вроде, все знает и помнит, но у доски выглядит так, как будто ничего не учил и впервые слышит эту тему.
Естественно, мама тоже раздражается, начинает упрекать сына в тупости, критиковать и он замыкается и злится еще больше.
Почему мама решила, что у сына амбидекстрия? А ей так сказали на форуме. То есть, случайные люди, случайно прочитав пост, решили поставить диагноз, окончательно запутав женщину.
Не имею ничего против Интернета, но такие вопросы онлайн не решают. Определить ситуацию может только специалист – нужно прийти на прием, провести специальный тест на амбидекстрию и только потом делать выводы.
Но быть амбидекстром – не значит быть больным и не значит быть глупым. Это особенность мозга, которую необходимо использовать во благо ребенку. Не нужно ставить его в жесткие рамки и заставлять. Даже если это касается его успеваемости. С такими детьми нужно уметь договариваться.
Например, не хочет ребенок решать задачки – они ему неинтересны, зато с удовольствием поглощает гигабайты информации об индийских слонах. Предложите альтернативу: сосчитать и сравнить популяцию этих животных в Индии и в Африке, определить разницу. Так вы и математику осилите, и ребенку это занятие не покажется скучным и напрасным.
Родителям детей- амбидекстров самим следует учиться принимать своих чад такими, какие они есть. Если не получается самостоятельно, запишитесь на специальные курсы – так вы обеспечите себя инструкцией правильного действия и оградитесь от психоэмоционального выгорания.
Проблемы с учебой – это обязательно?
Не только амбидекстр – любой ребенок может не хотеть учиться. Кто от лени, кто от переутомления. И родителям любого ребенка не стоит делать из учебы культа – так можно добиться только отвращения дитяти от книг и знаний.
Что касается амбидекстров, которые, согласно своим особенностям претендуют на гениальность, то им учиться еще тяжелее. Именно из-за своей особенности (работа обоих полушарий) им сложно переключаться, их мышление и реакция несколько замедлены из-за этого , особенно в младшей школе.
А у родителей создается впечатление, что их ребенок тупой или ленивый. И они начинают прессинг, вроде, как из добрых побуджений – пытаются заставить ребенка учиться. Добиваются, как правило, противоположного – амбидекстр теряет интерес к учебе и отказывается получать новые знания.
То есть именно от позиции родителей зависит будущее ребенка-амбидекстра: станет ли он успешным, разовьет ли свой талант, или навсегда смирится с мыслью, что он заурядная, ни на что не годная посредственность.
Чтобы в будущем у юного амбидекстра все сложилось как можно лучше, вот что следует предпринимать родителям:
- Принимать своего ребенка со всеми его особенностями.
- Излучать спокойствие в любой ситуации.
- Запастись терпением для всех этих ситуаций.
- Помогать с учебой (не напирать, а именно – помогать).
- Объяснять домашнее задание долго и подробно , возможно, в несколько подходов, чтобы материал отложился в обоих полушариях.
- При объяснении нового материала необходимо иллюстрировать его картинками или фотографиями – так амбидекстру легче запоминать и понимать.
- Следить, чтобы ребенок выспался.
- Выбрать подходящую «разрядку» для амбидекстра – спортивную секцию или художественный кружок.
- Контролировать режим дня ребенка, следить, чтобы он достаточно отдыхал.
- Если в обычной школе ему трудно, перевести на домашнее обучение.
Заключение
Необычность восприятия мира детьми-амбидекстрами может сослужить им плохую службу в начальных классах и заставить волноваться их родителей. Но этот период они перерастают, и, не без помощи родителей, добиваются успехов в учебе, а затем и в жизни.
Созревание клеток мозга завершается после 20 лет, и в этот период человек уже может перерабатывать информацию обоими полушариями, не тормозя и не напрягаясь. Но до этого возраста ребенка нужно поддерживать:
- не заставлять учиться;
- не критиковать за медлительность или рассеянность;
- отвлекать от негатива;
- не акцентировать внимание на неудачах.
И еще один важный момент – домашку придется выполнять вместе, возможно, долго, возможно, со 100500 объяснениями одного и того же. Но кричать и нервничать нельзя, и обзывать ребенка тупым тоже нельзя. Любого. Не только амбидекстра.
И еще – некоторые люди пытаются развить, натренировать в себе амбидекстрию, чтобы обладать бОльшими возможностями.Поэтому поддерживайте своих детей, если “двурукость” у них врожденная.