Детские сказки: роль в развитии и воспитании ребенка

сказки для детей Развитие

Воспитание может выражаться в дружелюбии к ребенку, а то и полном погружении родителей в атмосферу детства. Воспитывать можно в процессе рисования, прыганья в классики, сооружении чудо-снеговика. А еще можно вместе читать или смотреть волшебные истории.

Нужны ли современному ребенку детские сказки, насчитывающие солидный возраст? Поймет ли дитя технологической эры все эти печки-лавочки, коньки-горбунки, сани, что едут сами? Как эффективнее воспитывать сказкой: читать по книжке с картинками, смотреть на видео или слушать в аудиозаписи?

На эти и многие другие родительские вопросы команда Итс Кидс готова ответить в статье.

Нужны ли детям сказки?

До 12 лет ребенок мыслит правым полушарием мозга – ответственным за творчество.  Неудивительно, что в этом возрасте дети отлично понимают язык образов. Они могут правильно истолковывать иносказательные фразы, а иногда и сами неординарно их дополняют.

Поэтому детские сказки для малыша – не просто забава и повод посидеть полчасика спокойно. Это почва, в которую родители бросают семена для получения урожая доброты, порядочности, успеха лет через 20.

Детская сказка – это  инструмент познания маленьким человеком  большого мира и своего места в нем. Когда малыш слушает или читает сказку, он обязательно отождествляет себя с кем-нибудь из героев, начинает подражать ему в жизни. Малыши – очень мудрый народ, они никогда не выбирают в качестве образца негативных персонажей.

Для ребенка сказка – это реальность, а не вымышленная история,  дети умеют проживать сказки, получая максимальное влияние на психику и формируя через волшебные истории отношение к окружающему миру.

Когда можно начинать читать сказки ребенку?

Когда ребенок начинает воспринимать сказочные истории и с какого возраста сказка влияет на ребенка лучше всего, каждая мама решает сама. Но то, что шестнадцатинедельный плод в утробе восприимчив к ласковой ровной материнской речи, научно доказано. Значит,беременность – самое время начать чтение сказок.1.

детские сказки и развитие

1. Дети в утробе

Очень ответственные родители  начинают знакомить кроху с миром через сказки, только услышав его первое шевеление. Нельзя утверждать, что для ребенка в утробе сказка – бесполезна.

Для него важны умиротворяющие звуки, ласковый и ровный мамин голос. Он с одинаковым успехом будет слушать и сказку про Колобка для маленьких, и сказку про Чипполино для старших, и статьи из женского журнала, и из научного.

Читайте также:  Маленький родничок у новорожденного – норма или отклонение?

Не нужно специально подбирать сказки для детей в утробе – они не явят чудо после рождения и не начнут как-то особенно реагировать на знакомую историю, и не вспомнят о том, что слышали, находясь у мамы в животике,  когда смогут делиться воспоминаниями.

2. Новорожденные

Сказки для новорожденных – это тот же набор, что и для деток в животе: от «Соломенного бычка» до научных трактатов в первые недели жизни.

По мере взросления грудничка необходимо переходить на короткие стишки-потешки, песенки и пестушки. В этом возрасте малышу важны ритм и рифма – они необходимы для правильного развития речи ребенка.

3. Дети в 1.5-3 года

Восприятие прозы у детей начинается в двухлетнем возрасте  (плюс-минус пара месяцев). Но читая сказки двухлетнему малышу, важно не перегружать его информацией из длинных историй с лихо закрученным сюжетом.

В этом возрасте дети на ура восринимают «Лесичку сестричку и Волчика братика», «Рукавичку», «Курочку Рябу».

4. Дети в 4-6 лет

Этот период называют самым подходящим для волшебных сказок: у ребенка уже довольно развито воображение. Он не только понимает сюжет и строит ассоциации со сказочными героям, но и способен давать оценку их действиям, высказывать собственное мнение, фантазировать на тему: «А что бы сделал я?».

5. Дети 7-12 лет

Волшебные сказки остаются в приоритете у школьников. Но их уже не устраивает короткая история в три страницы, они зачитываются повестями-сказками и романами-сказками. Им интересен сложный сюжет, множество героев, смесь чувств, романтика и борьба.

6. Подростки

Мало кто из тинейджеров признается, что читает детские сказки. Но читают: и Гарри Поттера, и Снежную Королеву, И Русалочку… Правда, называют их «фэнтези» – они же не малыши какие, чтобы на сказки вестись.

Но суть остается та же: волшебные истории нужны для самоутверждения в социуме. Влияние сказки про гадкого утенка, например, поможет девочке, которая не считает себя симпатичной, быть увереннее, а «Часы» научат ответственности за свой выбор.

Формирование личности под влиянием сказки начинается с ясельного возраста и продолжается до подросткового.

Почему так жестоки сказки?

Этот вопрос возникает, скорее, у взрослого, чем у малыша. Если посмотреть на сказочную историю глазами человека за 25, то можно заметить массу неприятных и отталкивающих моментов: жестокие родители отвели своих детей в лес и оставили там пропадать, вместо того, чтобы искать работу с хорошей зарплатой и обеспечить детям нормальную пищу и одежду.

детские сказки

Или вот еще: пожилая пара заводит себе ребеночка с единственной целью – чтобы он за ними ухаживал в старости. А лет в десять этот ребенок уже сам добывает средства на пропитание: и себе, и деду с бабой.

Читайте также:  Дети и безопасный Интернет – 7 правил грамотного пользователя

Любой взрослый человек в пух и прах раскритикует подобный сюжет: ну, как так можно? Чему эта сказка учит? А дети с пониманием воспринимают даже агрессивные моменты: «зайка бежал по дорожке и ему перерезало ножки», потому что знают:

  1. В сказке все закончится хорошо – иначе не бывает.
  2. Сказочных героев так учат быть внимательными, самостоятельными, добрыми и ответственными – и дети учатся вместе с ними.

Так можно ли читать детям «страшные» сказки? Психологи утверждают, что даже нужно. Такие истории выступают в роли своеобразной прививки для малыша – они дают ему определенную долю стресса, закаляют его психологический иммунитет, готовят ко встрече с реальностью, которая намного жестче любой сказки.

Что такое сказкотерапия?

Чтение и обсуждение с ребенком сказочных историй в первые десять лет его жизни формирует у маленького человека своеобразный банк жизненных ситуаций. Сталкиваясь с подобными в реальности, он уже знает, как себя вести, как взаимодействовать с людьми, как самореализоваться.

И – да – «страшные» сказки в этом банке тоже занимают свое место и приносят пользу. Они  помогают малышу формировать причинно-следственную связь между сказочными событиями, предостерегают, учат.

Но если просто читать сказку и не обсуждать ее с ребенком, банк останется в пассивном состоянии. Именно осмысление истории несет в себе терапевтический эффект – ребенок через сказку исследует свои возможности и способности, учится размышлять о своем предназначении, познает «сказочные» законы и пытается применять их в жизни.

Что выбрать из многообразия сказок?

Здесь нужно полагаться не только на свой вкус, но и на возраст ребенка, его самоидентификацию. Например, детки до пяти лет обожают представлять себя различными зверушками, им будут интересны сказки о животных.

Младшие школьники любят волшебство и чудесные превращения.

Дети от 10 до 13 лет хотят, чтобы в сказке уже присутствовала любовь, красивая свадьба, но перед этим нужно обязательно очаровать, завоевать, расколдовать избранницу или избранника.

1. Народные сказки

Самые простые, незатейливые, мудрые и любимые. Воплощение житейской мудрости в коротеньких  поучительных историях. Благодаря народной сказке ребенок впитывает традиции предков, перенимает их привычки.

Через народную сказку малышу легче понимать поведение родителей и принимать их наставления.

Нельзя не сказать о развивающей ценности народной сказке – она формирует добрую, отзывчивую, находчивую личность, часто с нестандартным мышлением.

2. Авторские сказки

Яркие, необычные,  легко узнаваемые, с захватывающим сюжетом. Авторские сказки можно отнести к брендам: кто с полуслова не узнает историю про Дюймовочку, или про Золушку?

Читайте также:  2-3-летний ребёнок не разговаривает: причины и "лечение" детского молчания

Это нестареющие истории, на которых выросли поколения. Для современных детей они необходимы не только в качестве Золотого фонда, но и как предмет для обсуждения или даже дискуссии. Почему Красная Шапочка послушалась Волка, если он выглядел подозрительно?  Почему Дюймовочке пришлось пройти столько испытаний на пути к счастью, и что они ей дали?

3. Современные сказки

Большинство из историй созданы  педагогами и психологами на основе опыта работы с детьми и результатов изучения проблем отношений и обучения у деток.

Современные сказки для малышей  нацелены на изучение букв и цифр. Истории для старших детей затрагивают вопросы  отношения в семье, со сверстниками,  развивают в ребенке лучшие качества.

4. Психокоррекционные сказки

Направлены на исправление некоторых отклонений в психологической развитии ребенка: борьбу со страхами,  с детской агрессией, непослушанием, сквернословием.

После прочтения такой сказки не нужно настаивать на немедленном обсуждении ее с ребенком. Нужно оставить малыша наедине со своими мыслями, перед этим ненавязчиво высказать свое мнение о сказочной истории.

Аудиосказка, фильм или книга?

аудиосказка

Что лучше: сесть и прочитать ребенку волшебную историю из книги, или просто включить фильм, или слушать детские сказки онлайн?  Современные занятые родители исходят из позиции: лучше то, что проще и не отнимает много времени.

Правы ли они?

Классическое книжное чтение – лучший способ общения взрослого и ребенка, но если родителям очень некогда, нет ничего страшного в просмотре или прослушивании детских сказок.

Поколению, которому сейчас немного за тридцать, хорошо известны кассеты и диски со сказками и песнями из популярных мультиков и детских фильмов. Вам же было приятно, интересно и полезно их слушать, правда?  Так почему современные дети должны воспринимать сказку в исполнении профессионального диктора как-то по-другому?

Сказка в любом виде формирует мировоззрение ребенка, обогащает его словарный запас, развивает воображение. А аудиосказка выполняет еще и роль  безотказной и терпеливой  радионяни, если вы путешествуете с ребенком в автомобиле.

Заключение

Детские сказки обязательно должны сопровождать взросление любого ребенка. Они помогают  его душе раскрыться, они играют не последнюю роль в развитии личности, а при необходимости корректируют психологические угловатости маленького человека.

Чтобы получить от сказки максимум пользы, ее нужно не просто прочитать, но и серьезно обсудить с ребенком.  Книги, фильмы, аудиоверсии сказок – все подходит для  развития личности. А особенно хороши те сказки, которые родители придумывают сами.

Фантазируйте вместе с вашим малышом – может получиться хитовая история. А еще – расскажите в комментариях, какие сказки любят ваши дети, как часто вы посвящаете свое время чтению сказок.

Оцените статью
Итс Кидс

Добавить комментарий

Комментарии (1)
  1. Анна
    Ответить
    Без сомнения, сказки нужны и не только детям. Взрослые тоже любят почитать, послушать или посмотреть что-нибудь сказочное и обязательно с хорошим концом иначе неинтересно. Ну а детям без сказок просто никуда. Моя дочь любила сказки почему-то не про принцесс, а про животных, особенно про хитрую лисичку и сама себя с ней отождествляла, была в детстве такой лисичкой-лисичкой. И смешно, по-детски пыталась схитрить. Уж и не понимаю чем ей приглянулся этот персонаж тогда. Сейчас смеётся над своими детскими пристрастиями. А вот страшные сказки она не любила, только добрые и поучительные, в основном, народные. А вот я зачитывалась Андерсеном и братьями Гримм, я любила волшебные сказки. И вот если сравнивать, мы с дочерью разные, я и сейчас верю в чудеса, а она реалистка. Так что всё из детства, из сказок, которые нам читали.