Воспитание может выражаться в дружелюбии к ребенку, а то и полном погружении родителей в атмосферу детства. Воспитывать можно в процессе рисования, прыганья в классики, сооружении чудо-снеговика. А еще можно вместе читать или смотреть волшебные истории.
Нужны ли современному ребенку детские сказки, насчитывающие солидный возраст? Поймет ли дитя технологической эры все эти печки-лавочки, коньки-горбунки, сани, что едут сами? Как эффективнее воспитывать сказкой: читать по книжке с картинками, смотреть на видео или слушать в аудиозаписи?
На эти и многие другие родительские вопросы команда Итс Кидс готова ответить в статье.
- Нужны ли детям сказки?
- Когда можно начинать читать сказки ребенку?
- 1. Дети в утробе
- 2. Новорожденные
- 3. Дети в 1.5-3 года
- 4. Дети в 4-6 лет
- 5. Дети 7-12 лет
- 6. Подростки
- Почему так жестоки сказки?
- Что такое сказкотерапия?
- Что выбрать из многообразия сказок?
- 1. Народные сказки
- 2. Авторские сказки
- 3. Современные сказки
- 4. Психокоррекционные сказки
- Аудиосказка, фильм или книга?
- Заключение
Нужны ли детям сказки?
До 12 лет ребенок мыслит правым полушарием мозга – ответственным за творчество. Неудивительно, что в этом возрасте дети отлично понимают язык образов. Они могут правильно истолковывать иносказательные фразы, а иногда и сами неординарно их дополняют.
Поэтому детские сказки для малыша – не просто забава и повод посидеть полчасика спокойно. Это почва, в которую родители бросают семена для получения урожая доброты, порядочности, успеха лет через 20.
Детская сказка – это инструмент познания маленьким человеком большого мира и своего места в нем. Когда малыш слушает или читает сказку, он обязательно отождествляет себя с кем-нибудь из героев, начинает подражать ему в жизни. Малыши – очень мудрый народ, они никогда не выбирают в качестве образца негативных персонажей.
Для ребенка сказка – это реальность, а не вымышленная история, дети умеют проживать сказки, получая максимальное влияние на психику и формируя через волшебные истории отношение к окружающему миру.
Когда можно начинать читать сказки ребенку?
Когда ребенок начинает воспринимать сказочные истории и с какого возраста сказка влияет на ребенка лучше всего, каждая мама решает сама. Но то, что шестнадцатинедельный плод в утробе восприимчив к ласковой ровной материнской речи, научно доказано. Значит,беременность – самое время начать чтение сказок.1.
1. Дети в утробе
Очень ответственные родители начинают знакомить кроху с миром через сказки, только услышав его первое шевеление. Нельзя утверждать, что для ребенка в утробе сказка – бесполезна.
Для него важны умиротворяющие звуки, ласковый и ровный мамин голос. Он с одинаковым успехом будет слушать и сказку про Колобка для маленьких, и сказку про Чипполино для старших, и статьи из женского журнала, и из научного.
Не нужно специально подбирать сказки для детей в утробе – они не явят чудо после рождения и не начнут как-то особенно реагировать на знакомую историю, и не вспомнят о том, что слышали, находясь у мамы в животике, когда смогут делиться воспоминаниями.
2. Новорожденные
Сказки для новорожденных – это тот же набор, что и для деток в животе: от «Соломенного бычка» до научных трактатов в первые недели жизни.
По мере взросления грудничка необходимо переходить на короткие стишки-потешки, песенки и пестушки. В этом возрасте малышу важны ритм и рифма – они необходимы для правильного развития речи ребенка.
3. Дети в 1.5-3 года
Восприятие прозы у детей начинается в двухлетнем возрасте (плюс-минус пара месяцев). Но читая сказки двухлетнему малышу, важно не перегружать его информацией из длинных историй с лихо закрученным сюжетом.
В этом возрасте дети на ура восринимают «Лесичку сестричку и Волчика братика», «Рукавичку», «Курочку Рябу».
4. Дети в 4-6 лет
Этот период называют самым подходящим для волшебных сказок: у ребенка уже довольно развито воображение. Он не только понимает сюжет и строит ассоциации со сказочными героям, но и способен давать оценку их действиям, высказывать собственное мнение, фантазировать на тему: «А что бы сделал я?».
5. Дети 7-12 лет
Волшебные сказки остаются в приоритете у школьников. Но их уже не устраивает короткая история в три страницы, они зачитываются повестями-сказками и романами-сказками. Им интересен сложный сюжет, множество героев, смесь чувств, романтика и борьба.
6. Подростки
Мало кто из тинейджеров признается, что читает детские сказки. Но читают: и Гарри Поттера, и Снежную Королеву, И Русалочку… Правда, называют их «фэнтези» – они же не малыши какие, чтобы на сказки вестись.
Но суть остается та же: волшебные истории нужны для самоутверждения в социуме. Влияние сказки про гадкого утенка, например, поможет девочке, которая не считает себя симпатичной, быть увереннее, а «Часы» научат ответственности за свой выбор.
Формирование личности под влиянием сказки начинается с ясельного возраста и продолжается до подросткового.
Почему так жестоки сказки?
Этот вопрос возникает, скорее, у взрослого, чем у малыша. Если посмотреть на сказочную историю глазами человека за 25, то можно заметить массу неприятных и отталкивающих моментов: жестокие родители отвели своих детей в лес и оставили там пропадать, вместо того, чтобы искать работу с хорошей зарплатой и обеспечить детям нормальную пищу и одежду.
Или вот еще: пожилая пара заводит себе ребеночка с единственной целью – чтобы он за ними ухаживал в старости. А лет в десять этот ребенок уже сам добывает средства на пропитание: и себе, и деду с бабой.
Любой взрослый человек в пух и прах раскритикует подобный сюжет: ну, как так можно? Чему эта сказка учит? А дети с пониманием воспринимают даже агрессивные моменты: «зайка бежал по дорожке и ему перерезало ножки», потому что знают:
- В сказке все закончится хорошо – иначе не бывает.
- Сказочных героев так учат быть внимательными, самостоятельными, добрыми и ответственными – и дети учатся вместе с ними.
Так можно ли читать детям «страшные» сказки? Психологи утверждают, что даже нужно. Такие истории выступают в роли своеобразной прививки для малыша – они дают ему определенную долю стресса, закаляют его психологический иммунитет, готовят ко встрече с реальностью, которая намного жестче любой сказки.
Что такое сказкотерапия?
Чтение и обсуждение с ребенком сказочных историй в первые десять лет его жизни формирует у маленького человека своеобразный банк жизненных ситуаций. Сталкиваясь с подобными в реальности, он уже знает, как себя вести, как взаимодействовать с людьми, как самореализоваться.
И – да – «страшные» сказки в этом банке тоже занимают свое место и приносят пользу. Они помогают малышу формировать причинно-следственную связь между сказочными событиями, предостерегают, учат.
Но если просто читать сказку и не обсуждать ее с ребенком, банк останется в пассивном состоянии. Именно осмысление истории несет в себе терапевтический эффект – ребенок через сказку исследует свои возможности и способности, учится размышлять о своем предназначении, познает «сказочные» законы и пытается применять их в жизни.
Что выбрать из многообразия сказок?
Здесь нужно полагаться не только на свой вкус, но и на возраст ребенка, его самоидентификацию. Например, детки до пяти лет обожают представлять себя различными зверушками, им будут интересны сказки о животных.
Младшие школьники любят волшебство и чудесные превращения.
Дети от 10 до 13 лет хотят, чтобы в сказке уже присутствовала любовь, красивая свадьба, но перед этим нужно обязательно очаровать, завоевать, расколдовать избранницу или избранника.
1. Народные сказки
Самые простые, незатейливые, мудрые и любимые. Воплощение житейской мудрости в коротеньких поучительных историях. Благодаря народной сказке ребенок впитывает традиции предков, перенимает их привычки.
Через народную сказку малышу легче понимать поведение родителей и принимать их наставления.
Нельзя не сказать о развивающей ценности народной сказке – она формирует добрую, отзывчивую, находчивую личность, часто с нестандартным мышлением.
2. Авторские сказки
Яркие, необычные, легко узнаваемые, с захватывающим сюжетом. Авторские сказки можно отнести к брендам: кто с полуслова не узнает историю про Дюймовочку, или про Золушку?
Это нестареющие истории, на которых выросли поколения. Для современных детей они необходимы не только в качестве Золотого фонда, но и как предмет для обсуждения или даже дискуссии. Почему Красная Шапочка послушалась Волка, если он выглядел подозрительно? Почему Дюймовочке пришлось пройти столько испытаний на пути к счастью, и что они ей дали?
3. Современные сказки
Большинство из историй созданы педагогами и психологами на основе опыта работы с детьми и результатов изучения проблем отношений и обучения у деток.
Современные сказки для малышей нацелены на изучение букв и цифр. Истории для старших детей затрагивают вопросы отношения в семье, со сверстниками, развивают в ребенке лучшие качества.
4. Психокоррекционные сказки
Направлены на исправление некоторых отклонений в психологической развитии ребенка: борьбу со страхами, с детской агрессией, непослушанием, сквернословием.
После прочтения такой сказки не нужно настаивать на немедленном обсуждении ее с ребенком. Нужно оставить малыша наедине со своими мыслями, перед этим ненавязчиво высказать свое мнение о сказочной истории.
Аудиосказка, фильм или книга?
Что лучше: сесть и прочитать ребенку волшебную историю из книги, или просто включить фильм, или слушать детские сказки онлайн? Современные занятые родители исходят из позиции: лучше то, что проще и не отнимает много времени.
Правы ли они?
Классическое книжное чтение – лучший способ общения взрослого и ребенка, но если родителям очень некогда, нет ничего страшного в просмотре или прослушивании детских сказок.
Поколению, которому сейчас немного за тридцать, хорошо известны кассеты и диски со сказками и песнями из популярных мультиков и детских фильмов. Вам же было приятно, интересно и полезно их слушать, правда? Так почему современные дети должны воспринимать сказку в исполнении профессионального диктора как-то по-другому?
Сказка в любом виде формирует мировоззрение ребенка, обогащает его словарный запас, развивает воображение. А аудиосказка выполняет еще и роль безотказной и терпеливой радионяни, если вы путешествуете с ребенком в автомобиле.
Заключение
Детские сказки обязательно должны сопровождать взросление любого ребенка. Они помогают его душе раскрыться, они играют не последнюю роль в развитии личности, а при необходимости корректируют психологические угловатости маленького человека.
Чтобы получить от сказки максимум пользы, ее нужно не просто прочитать, но и серьезно обсудить с ребенком. Книги, фильмы, аудиоверсии сказок – все подходит для развития личности. А особенно хороши те сказки, которые родители придумывают сами.
Фантазируйте вместе с вашим малышом – может получиться хитовая история. А еще – расскажите в комментариях, какие сказки любят ваши дети, как часто вы посвящаете свое время чтению сказок.