Развитие ребенка от рождения до года: основные моменты и таблицы норм по месяцам

ребенок в год умения Развитие

Появление в семье малыша – момент важный и крайне ответственный. И не имеет значения, первенец это или второй, третий ребенок. Каждый подготовленный родитель знает, насколько насыщенным является первый год жизни малыша, и как важно отслеживать развитие ребенка по месяцам, чтобы не упустить важные моменты или отклонения. В помощь новоиспеченным родителям предлагаем емкую, но легкую для восприятия статью, чтобы всегда оставаться в курсе событий и эффективно помогать малышу расти и развивать.

В сантиметрах и килограммах: таблица норм физического роста ребенка первого года жизни

Измерять, слушать, смотреть малыша после рождения – это обыденные действия, которые очень быстро входят в привычку молодых родителей.

Сколько грамм набрали, на сколько сантиметров подросли, как соотносятся окружности головы и груди – все это старательно сверяют с  показателями таблицы развития ребенка по месяцам до года (так называемая «таблица норм физического развития»).

Но эти данные можно использовать лишь для приблизительной ориентации в «нормальности» физического роста малыша, учитывая при этом:

  • показатели роста и веса ребенка при рождении;
  • особенности индивидуального развития и наследственность малыша;
  • пол ребенка;
  • состояние и самочувствие малыша;
  • в таблицах представлены усредненные или крайние показатели норм;
  • статистика ВОЗ и педиатрических наблюдений может иметь расхождения.

Тем не менее, расти до года малыш должен, приблизительно, так:

Рост, см Вес, кг ВОЗРАСТ (мес) Окружность головы, см Окружность груди, см
47-52 2,5-4 рождение 32-36 31-38
49-53 3-4,5 1 33-37 32-39
51-57 3-5 2 35-38 33-40
55-60 4,5-6,5 3 37-40 34-42
57-63 5-7 4 38-41 36-44
59-66 6-8 5 39-42 38-46
61-68 6-8 6 40-43 39-47
63-69 6,5-9 7 41-44 40-49
65-71 7-9,5 8 42-45 41-50
66-72 7-10 9 42-46 42-51
67-74 7-10 10 43-47 43-52
69-75 7,5-10,5 11 43-47 43-53
70-76 8-11 12 44-50 44-54

В таблице приведены крайние усредненные, низкие и высокие показатели по росту и развитию мальчиков и девочек, поэтому не стоит волноваться, если где-то на 1-2 сантиметра или полкилограмма показатели малыша «выпадают».

Организм найдет свой темп и скорость развития, комфортные для ребенка.

 

О явных проблемах и возможных отклонениях в развитие и питании (при их наличии) сообщит и проконсультирует квалифицированный детский врач на плановом приеме

Умею, могу и учусь: всестороннее развитие по месяцам до года

Когда ребенок хорошо кушает и растет, сантиметры и весы откладываются в сторонку, и родители начинают интересоваться возможностями, навыками и новыми умениями малыша. Что он уже умеет и что должен уметь; как воспринимает окружающий мир и как должен на него реагировать; что у него получается хорошо, а где требуется помощь и поддержка родителей или специалистов.

развитие ребенка календарь

Календарь развития по месяцам до года

Новорожденный:

  • малыш дышит, видит, слышит, издает звуки;
  • движения рук и ног хаотичны;
  • пальцы рук сжаты в кулачки;
  • руки и ноги полностью не выпрямляются;
  • присутствуют врожденные рефлексы: мигательный, поисковый, сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой, подошвенный, защитный, хватательный, обхватывания, шаговый, ползанья, нырятельный;
  • большую часть времени малыш спит.

В 1 месяц:

  • ребенок в положении лежа начинает поднимать голову и шею;
  • реагирует на звуки и свет;
  • присматривается к очертаниям предметов и лицам;
  • может следить за движением яркого предмета;
  • начинает улыбаться;
  • реагирует на разные интонации в голосе родителей.

В 2 месяца:

  • ребенок пытается удерживать голову вертикально около минуты;
  • приподнимает голову и грудь, лежа на животике;
  • активно реагирует на звуки, свет, привлечение внимания;
  • движения рук и ног становятся менее хаотичными;
  • ярко проявляется «комплекс оживления»;
  • малыш может удерживать и рассматривать игрушку в руке;
  • развивается трехмерное восприятие предметов;
  • ребенок пытается сам поворачиваться на бок.

В 3 месяца:

ребенок 3 месяца развитие

  • хорошо держит голову до 2 минут;
  • лежа на животе, пытается приподняться на локтях;
  • становится более подвижным и вертлявым, пробует переворачиваться;
  • проявляет активный интерес к игрушкам, пытается их схватить;
  • тянет ручки и одеяло в рот;
  • хватательный рефлекс переходит в осознанное хватание;
  • малыш начинает гулить и смеяться;
  • привлекает внимание доступными способами (крик, плач, смех, перебирание ножек).

В 4 месяца:

  • малыш пытается поднимать голову лежа на спине;
  • делает попытки подтянуться и сесть;
  • упирается ножками, когда его держат вертикально под мышки;
  • переворачивается на бок;
  • делает попытки повернуться со спины на живот;
  • поднимается и упирается на ладошки, лежа на животе;
  • удерживает внимание на интересующем предмете несколько минут;
  • играет погремушками, ударяет по ним, пытается словить;
  • узнает лица близких;
  • различает и узнает голоса;
  • реагирует на свое имя;
  • часто и долго может гулить.

В 5 месяцев:

  • пытается переворачиваться с живота на спину;
  • начинает сидеть с поддержкой, полулежа;
  • предпринимает попытки ползти по-пластунски;
  • увлеченно рассматривает и ощупывает различные предметы;
  • играется со своими пальчиками и ножками;
  • появляется «пищевой интерес» к взрослой еде;
  • может пить с ложечки;
  • узнает своих близких и остерегается чужих;
  • могут начать лезть зубки;
  • появляется «цветное» зрение;
  • у малыша может получиться произнести первые простые слоги.

В 6 месяцев:

ребенок развитие

  • ребенок тянется ручками к маме, просится на руки;
  • крутится, переворачивается;
  • лежа на животе пытается ползти/ подтягиваться вперед или отталкиваться назад;
  • сидит и достаточно твердо стоит с поддержкой;
  • делает попытки встать на четвереньки;
  • «играет» своим голосом, лепечет то тихо, то громко;
  • перекладывает игрушки из руки в руку;
  • знает и использует основные особенности игрушек (стучит, пищит и т.д.);
  • можно начинать вводить первый прикорм, давать пробовать новую еду.

В 7 месяцев:

  • ребенок уверенно сидит сам;
  • наклоняется и тянется за игрушками в положении сидя;
  • ползает;
  • делает попытки встать у опоры;
  • узнает знакомые вещи по названию (смотрит на них, когда его просят найти);
  • интересуется своим отображением и телом;
  • бросает и подбирает игрушки;
  • «знакомится» с причинно-следственными связами (бросить-упало);
  • сам может держать поильник, когда пьет из него;
  • хорошо кушает с ложки.

В 8 месяцев:

  • малыш может сам сесть и подняться на ноги у опоры;
  • пытается делать первые шаги с поддержкой;
  • хлопает в ладоши;
  • машет «пока»;
  • расширяется мимический репертуар реакций;
  • может длительное время играть с любимой игрушкой;
  • знает, как достать или попросить желаемую вещь;
  • может сам держать и есть сухарик/ бублик и т.д.;
  • формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню и т.д.);
  • лепечет на своем языке.

В 9 месяцев:

9 месяцев развитие

  • ребенок уже ходит у опоры или за руки;
  • делает попытки ходить самостоятельно;
  • интересуется маленькими предметами, развивает мелкую моторику;
  • играет преимущественно сидя;
  • может выполнять простые просьбы (принести, дать);
  • появляются устойчивые сочетания слогов, первые слова со смыслом;
  • понимает запреты;
  • использует знания из долговременной памяти;
  • стремится к активному общению;
  • подражает действиям взрослых (например, подносит телефон к уху).

В 10 месяцев:

  • приседает, поднимается на ноги, наклоняется;
  • пытается ходить за одну руку;
  • учится переступать преграды;
  • любит открывать/закрывать шкафчики, складывать/ разбрасывать игрушки;
  • произносит простые односложные слова;
  • разбирает игрушки, складывает пирамидку;
  • формируется привязанность к часто встречающимся людям;
  • стремиться к другим детям;
  • хочет пробовать есть сам, играется с едой;
  • указывает на предмет, который называют.

В 11 месяцев:

  • совершенствуются двигательные навыки;
  • ребенок выполняет двусложные просьбы (иди, принеси);
  • эмоционально выражает свое отношение, принятие/непринятие;
  • может найти или показать называемый предмет;
  • нравится что-либо рвать, растягивать, доставать;
  • хорошо ориентируется и передвигается в пространстве;
  • стремится к совместной игре;
  • учится делиться, просить;
  • может сам руководить процессом кормления (берет сам чашку, показывает на ложку);
  • пытается стягивать с себя вещи;
  • танцует.

В год:

  • ребенок ходит сам;
  • приходит, когда его зовут по имени;
  • в словарном запасе есть около десятка простых слов;
  • умело преодолевает преграды на пути;
  • выполняет сложные поручения;
  • начинается момент «отделения» от взрослого;
  • с интересом наблюдает и «комментирует» происходящее вокруг;
  • появляются элементы сюжетных игр (возит машинку, укладывает куклу);
  • активно подражает действиям взрослых и сверстников.

Как развиваются мальчики и девочки?

Развитие по месяцам до года мальчика и девочки могут незначительно отличаться, как в силу индивидуальных, так и физиологических особенностей. Например, девочек не советуют торопиться высаживать самостоятельно раньше полугода, чтобы не было в будущем проблем с внутренними женскими органами. А мальчики нередко бывают молчаливы, не хотят долго говорить первые слова. Здесь каждому родителю следует четко понять и грамотно разобраться в сути и значении всевозможных нормативных таблиц и графиков развития детей до года, чтобы не торопить, но и не затягивать естественные события.

Наш уже умеет, а ваш?

Кроме вполне естественных переживаний родителей в отношении соответствия развития своего малыша «общепринятым» нормам, немало беспокойства вызывают опыт и результаты малышей других родителей. Особенно впечатлительными бывают мамы. Развитие по месяцам до года девочки или мальчика становится для них обязательным планом к выполнению. Ведь результатами  можно похвастаться мамочкам на площадке: малыш начал сидеть раньше положенного, или уже кушает новые продукты с 4 месяцев.

Но не бывает абсолютно одинаково развивающихся малышей, даже у одних родителей, даже если это близнецы.

Каждый ребенок уникален, у каждого свои особенности организма, темпы и скорость развития и приобретения навыков и умений. Развитие ребенка – это не дрессировка животного. Тут нельзя просто взять и научить. Детский организм должен быть подготовлен к каждому новому достижению.

Заключение

Родители могут лишь немного помогать малышу:

  • любить его;
  • обеспечивать для него необходимые условия питания и ухода;
  • общаться, играться и упражняться с малышом;
  • посещать детского врача и прислушиваться к его рекомендациям;
  • гулять и заниматься;
  • быть спокойными и счастливыми родителями здорового малыша.

Не гонитесь за успехами других детей. Всему свое время.

Оцените статью
Итс Кидс

Добавить комментарий

Комментарии (1)
  1. Развитие ребенка
    Ответить
    Хорошая статья.) Было полезно узнать сто-то новое.)