Школа – уникальное учреждение образования, в котором как дети, так и учителя получают огромный жизненный опыт. И этот опыт очень часто не связан с интеллектуальным совершенствованием.
Учителя и дети бывают разными, но все родители единодушно ждут от школы только хорошего – не всегда так бывает. Дети в классе могут встретиться с буллингом (травлей) и с учительской токсичностью. Оба понятия носят разрушающий характер, они «ломают» самооценку ребёнка, провоцируя поведенческие и психические расстройства.
Токсичный учитель – какой он?
Каждый токсичный человек, будь то учитель либо член вашей семьи, – опасный член общества. Такие люди агрессивны, не сдержаны, они держат в страхе окружающих их людей. Этот вид эмоционального насилия сопровождается криками, унижениями, оскорблениями, насмешками.
Вы можете распознать учительскую токсичность по 10 признакам. Такой педагог не очень соответствует идеалу учителя:
- Унижает детей без причины. Он придирается к ребёнку за обыденные допустимые вещи.
- Эмоционально нестабилен. Он проявляет психологическую неустойчивость в каждой ситуации, которая выходит за пределы дозволенного (по его мнению). Учитель постоянно срывается, его настроение ежечасно меняется.
- Несправедлив, непоследователен. Выбирает для себя любимых учеников, а к остальным – относится недостойно, непедагогично.
- Не учитывает достижений ребёнка. Даже если ученик в чём-то преуспел, учитель найдёт повод принизить его достижения. Постоянно делает акцент на том, что дети неудачники и бездельники.
- Предъявляет завышенные требования, за невыполнение которых – публично критикует, унижает.
- Субъективно оценивает выполненные ребёнком работы. Ни дети, ни родители не понимают, по какому принципу выставляются отметки.
- Использует личные данные ученика, информацию о его семье, и намеренно обижает ребёнка.
- Манипулирует. Педагог запугивает, шантажирует, делает акцент на чувстве вины, всегда призывая в свидетели весь класс.
- Держит детей в атмосфере страха.
- Ставит штампы и предрекает ученикам печальное будущее (из-за незнания и плохой отметки по его предмету).
Дети становятся жертвами эмоционального насилия, которое особенно опасно для младших школьников. Психологическое неблагополучие малыша может выражаться в нежелании идти в школу, слезах, нервозности, плохом самочувствии.
Но не стоит путать «нездорового» учителя со строгим, но справедливым. Такой педагог не вредит детской личности, он учит самодисциплине, сдержанности, исполнительности.
Почему учителя становятся токсичными?
«Отравляющий» учитель – тот, кто визуализирует в учениках свои личные проблемы (но не понимает этого), и ненавидит их за это. Поэтому «корень зла» кроется в детстве педагога. Наверняка, его родители были жестокими, тираничными. А это не может не привести к отрицательным последствиям в будущем.
Дети неосознанно пародируют то, что видят. А когда вырастают, начинают проявлять наколенный опыт, становясь агрессорами либо жертвами.
К другим причинам учительской некомпетентности относят:
- недостаточную личностную зрелость;
- низкий уровень квалификации;
- повышенную нагрузку;
- профессиональное выгорание;
- моральное истощение;
- отсутствие возможности развиваться и самосовершенствоваться;
- невысокая финансовая мотивация.
Также на токсичность влияют недружелюбные отношения в коллективе, нездоровая доминантность директора.
Буллинг как социальное явление
Буллинг – жестокие и агрессивные нападки на человека, которые выражаются в издевательствах, терроре, травле, насилии, избиении, преследованиях.
Этот феномен предполагает определённое неравенство: численное, психологическое либо физическое. Эти преимущества обеспечивают яркую эмоциональную реакцию, и невозможность сопротивляться для жертвы.
Самый безобидный – вербальный буллинг (унижения, оскорбления, насмешки). В начальной школе часто практикуется физический вид, когда у первоклашек дети постарше отбирают карманные деньги и другие вещи. По мере взросления ребят совершенствуются и методы террора.
Самый опасный вид буллинга – физический. Примерами аномалии могут выступать безобидные толкания в коридоре, а также особо жестокие действия: членовредительство, ломание фаланг пальцев, применение огня.
Буллинг преследуется законом. А такие действия как обзывания, насмешки, сплетни, ссоры и подшучивания относятся к другой категории – моббингу.
Радикальные жестокие действия носят повторяющийся характер. Такие манипуляции очень опасны, ведь они способны привести к нежеланию жить и даже к суициду.
Возникновение буллинга в школе напрямую зависит от степени токсичности педагога. Ведь детская травля появляется только в тех коллективах, где постоянно обесценивается личность ребёнка.
Там, где отсутствует понимание, признание, уважение и поощрение. В таких невыносимых для детской личности условиях формируется апатия, а затем на её место приходит агрессия. Если дети развиваются и обучаются в условиях, где не ценят человеческое достоинство, вероятность стать жертвой либо буллером особенно высока.
Именно педагогу подвластно остановить либо запустить буллинг. Так, если учитель публично оскорбляет, унижает и наказывает, ученики неосознанно перенимают эту патологическую модель поведения. Учитель способен создавать жертв не только с помощью слов, но и взглядом, выражением лица.
А изначальное игнорирование агрессивных нападок позволяет единичному случаю травли развиться в систематический буллинг. И всё благодаря педагогу.
Последствия буллинга
Нельзя игнорировать школьный буллинг, ведь его последствия касаются как жертв, так и провокаторов.
Чтобы уйти от неприятной действительности, жертвы эмоционального насилия:
- не хотят посещать школу и прогуливают уроки, что снижает интеллектуальную активность, продуктивность;
- начинают принимать алкоголь, наркотики, что снимает психоэмоциональное напряжение;
- могут совершить самоубийство из-за неспособности терпеть травлю.
Также появляются неврологические расстройства, проблемы с аппетитом, сном, развиваются психологические нарушения.
Агрессоры не остаются безнаказанными, они сталкиваются с:
- социальной нереализованностью из-за неправильно выбранных методов достижения цели;
- трудностями в общении, отсутствием единомышленников;
- личностными нарушениями.
Буллеры делят мир на «плохой» и «хороший». Они не способны адекватно оценивать ситуацию, и не отличаются высокой интеллектуальной осознанностью.
Как бороться с деструктивными воздействиями в школе?
Если вашего ребёнка травят в классе (будь, то сами ученики либо учитель), изначально нужно поговорить именно с педагогом, ведь именно от него зависит атмосфера в детском коллективе:
- спокойно попросите учителя объяснить его слова и поступки по отношению к вашему ребёнку;
- во время разговора следите за мимикой, выражением лица и жестами педагога – они не способны скрывать токсичность;
- не принимайте во внимание манипуляции и уловки;
- потребуйте реального решения вопроса, а при отсутствии действий обратитесь к директору.
Всегда беседуйте со своим чадом, следите за его настроением после школы.
Откровенность и искренность поможет вам обнаружить проблему на начальном этапе, когда её проще всего решить.
Если же над ребёнком издеваются дети, нужно обратиться к их родителям, и объяснить всю ситуацию. Поговорите с ними и потребуйте повлиять на ребёнка-агрессора, если не могут – пускай водят его к психологу.
Заключение
Если речь идёт о вашем ребёнке – никогда не бойтесь отстаивать свои права. Эмоциональное благополучие ваших детей зависит только от вас, родители.
Поэтому ваша задача – создать благоприятные условия для развития дома и следить за таковыми в школе. Если вас не устраивает отношение учителя и других детей, смените класс, школу либо пересмотрите форму обучения – главное, чтобы ребёнку было комфортно.
Тут дело уже родителей, как реагировать. Мы на тормозах спускать не стали, попросили детей записать (ведь сейчас есть у всех телефоны), а потом к заучу и директору. В итоге обеих после проверок уволили и никто покрывать не стал. Мне лично здоровье ребенка дороже, а если не умеешь себя держать в руках, то значит не место в школе.