Деструктивные отношения в школе: 10 признаков токсичного учителя

буллинг учителя Воспитание

Школа – уникальное учреждение образования, в котором как дети, так и учителя получают огромный жизненный опыт. И этот опыт очень часто не связан с интеллектуальным совершенствованием.

Учителя и дети бывают разными, но все родители единодушно ждут от школы только хорошего – не всегда так бывает. Дети в классе могут встретиться с буллингом (травлей) и с учительской токсичностью. Оба понятия носят разрушающий характер, они «ломают» самооценку ребёнка, провоцируя поведенческие и психические расстройства.

Токсичный учитель – какой он?

Каждый токсичный человек, будь то учитель либо член вашей семьи, – опасный член общества. Такие люди агрессивны, не сдержаны, они держат в страхе окружающих их людей. Этот вид эмоционального насилия сопровождается криками, унижениями, оскорблениями, насмешками.

токсичный учитель, признаки

Вы можете распознать учительскую токсичность по 10 признакам. Такой педагог не очень соответствует идеалу учителя:

  1. Унижает детей без причины. Он придирается к ребёнку за обыденные допустимые вещи.
  2. Эмоционально нестабилен. Он проявляет психологическую неустойчивость в каждой ситуации, которая выходит за пределы дозволенного (по его мнению). Учитель постоянно срывается, его настроение ежечасно меняется.
  3. Несправедлив, непоследователен. Выбирает для себя любимых учеников, а к остальным – относится недостойно, непедагогично.
  4. Не учитывает достижений ребёнка. Даже если ученик в чём-то преуспел, учитель найдёт повод принизить его достижения. Постоянно делает акцент на том, что дети неудачники и бездельники.
  5. Предъявляет завышенные требования, за невыполнение которых – публично критикует, унижает.
  6. Субъективно оценивает выполненные ребёнком работы. Ни дети, ни родители не понимают, по какому принципу выставляются отметки.
  7. Использует личные данные ученика, информацию о его семье, и намеренно обижает ребёнка.
  8. Манипулирует. Педагог запугивает, шантажирует, делает акцент на чувстве вины, всегда призывая в свидетели весь класс.
  9. Держит детей в атмосфере страха.
  10. Ставит штампы и предрекает ученикам печальное будущее (из-за незнания и плохой отметки по его предмету).

Дети становятся жертвами эмоционального насилия, которое особенно опасно для младших школьников. Психологическое неблагополучие малыша может выражаться в нежелании идти в школу, слезах, нервозности, плохом самочувствии.

Но не стоит путать «нездорового» учителя со строгим, но справедливым. Такой педагог не вредит детской личности, он учит самодисциплине, сдержанности, исполнительности.

Почему учителя становятся токсичными?

«Отравляющий» учитель – тот, кто визуализирует в учениках свои личные проблемы (но не понимает этого), и ненавидит их за это. Поэтому «корень зла» кроется в детстве педагога. Наверняка, его родители были жестокими, тираничными. А это не может не привести к отрицательным последствиям в будущем.

Дети неосознанно пародируют то, что видят. А когда вырастают, начинают проявлять наколенный опыт, становясь агрессорами либо жертвами.

К другим причинам учительской некомпетентности относят:

  • недостаточную личностную зрелость;
  • низкий уровень квалификации;
  • повышенную нагрузку;
  • профессиональное выгорание;
  • моральное истощение;
  • отсутствие возможности развиваться и самосовершенствоваться;
  • невысокая финансовая мотивация.

Также на токсичность влияют недружелюбные отношения в коллективе, нездоровая доминантность директора.

Буллинг как социальное явление

Буллинг – жестокие и агрессивные нападки на человека, которые выражаются в издевательствах, терроре, травле, насилии, избиении, преследованиях.

Этот феномен предполагает определённое неравенство: численное, психологическое либо физическое. Эти преимущества обеспечивают яркую эмоциональную реакцию, и невозможность сопротивляться для жертвы.

что такое буллинг

Самый безобидный – вербальный буллинг (унижения, оскорбления, насмешки). В начальной школе часто практикуется физический вид, когда у первоклашек дети постарше отбирают карманные деньги и другие вещи. По мере взросления ребят совершенствуются и методы террора.

Самый опасный вид буллинга – физический. Примерами аномалии могут выступать безобидные толкания в коридоре, а также особо жестокие действия: членовредительство, ломание фаланг пальцев, применение огня.

Буллинг преследуется законом. А такие действия как обзывания, насмешки, сплетни, ссоры и подшучивания относятся к другой категории – моббингу.

Радикальные жестокие действия носят повторяющийся характер. Такие манипуляции очень опасны, ведь они способны привести к нежеланию жить и даже к суициду.

Возникновение буллинга в школе напрямую зависит от степени токсичности педагога. Ведь детская травля появляется только в тех коллективах, где постоянно обесценивается личность ребёнка.

Там, где отсутствует понимание, признание, уважение и поощрение. В таких невыносимых для детской личности условиях формируется апатия, а затем на её место приходит агрессия. Если дети развиваются и обучаются в условиях, где не ценят человеческое достоинство, вероятность стать жертвой либо буллером особенно высока.

Именно педагогу подвластно остановить либо запустить буллинг. Так, если учитель публично оскорбляет, унижает и наказывает, ученики неосознанно перенимают эту патологическую модель поведения. Учитель способен создавать жертв не только с помощью слов, но и взглядом, выражением лица.

А изначальное игнорирование агрессивных нападок позволяет единичному случаю травли развиться в систематический буллинг. И всё благодаря педагогу.

Последствия буллинга

Нельзя игнорировать школьный буллинг, ведь его последствия касаются как жертв, так и провокаторов.

Чтобы уйти от неприятной действительности, жертвы эмоционального насилия:

  • не хотят посещать школу и прогуливают уроки, что снижает интеллектуальную активность, продуктивность;
  • начинают принимать алкоголь, наркотики, что снимает психоэмоциональное напряжение;
  • могут совершить самоубийство из-за неспособности терпеть травлю.

Также появляются неврологические расстройства, проблемы с аппетитом, сном, развиваются психологические нарушения.

Агрессоры не остаются безнаказанными, они сталкиваются с:

  • социальной нереализованностью из-за неправильно выбранных методов достижения цели;
  • трудностями в общении, отсутствием единомышленников;
  • личностными нарушениями.

Буллеры делят мир на «плохой» и «хороший». Они не способны адекватно оценивать ситуацию, и не отличаются высокой интеллектуальной осознанностью.

Как бороться с деструктивными воздействиями в школе?

Если вашего ребёнка травят в классе (будь, то сами ученики либо учитель), изначально нужно поговорить именно с педагогом, ведь именно от него зависит атмосфера в детском коллективе:

  • спокойно попросите учителя объяснить его слова и поступки по отношению к вашему ребёнку;
  • во время разговора следите за мимикой, выражением лица и жестами педагога – они не способны скрывать токсичность;
  • не принимайте во внимание манипуляции и уловки;
  • потребуйте реального решения вопроса, а при отсутствии действий обратитесь к директору.

Всегда беседуйте со своим чадом, следите за его настроением после школы.

как узнать, что ребенок страдает от буллинга

Откровенность и искренность поможет вам обнаружить проблему на начальном этапе, когда её проще всего решить.

Если же над ребёнком издеваются дети, нужно обратиться к их родителям, и объяснить всю ситуацию. Поговорите с ними и потребуйте повлиять на ребёнка-агрессора, если не могут – пускай водят его к психологу.

Заключение

Если речь идёт о вашем ребёнке – никогда не бойтесь отстаивать свои права. Эмоциональное благополучие ваших детей зависит только от вас, родители.

Поэтому ваша задача – создать благоприятные условия для развития дома и следить за таковыми в школе. Если вас не устраивает отношение учителя и других детей, смените класс, школу либо пересмотрите форму обучения – главное, чтобы ребёнку было комфортно.

 

Оцените статью
Итс Кидс
Добавить комментарий