Нужно ли учить ребенка дружить, в чем особенности дружбы в каждом возрасте и как помочь застенчивому ребенку найти друзей – статья на Итсе посвящена этой теме.
Почему дружба важна?
Ребенок, умеющий дружить и общаться, легче адаптируется в коллективе. Ему проще учиться, и развивать свои способности. Кажется, что дружеские отношения у детей начинаются самопроизвольно.
Вот подошли друг к другу, спросили имя и предложили поиграть. Но это видимость. Дружбе, как и правилам общения со старшими нужно учить.
Возрастные особенности детской дружбы
До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.
Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.
Детская дружба в привычном для нас понимании начинается с трех лет. Дети начинают играть в ролевые игры и им требуются компаньоны. Начинают складываться первые дружеские отношения.
Дошкольники
Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.
Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает. Большую роль играет и личная симпатия.
Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:
- любимые совместные игры;
- на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
- общее увеличение, например, игрушками одной серии.
Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу.
Школьные годы
Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.
В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.
При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения. При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку. И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание.
Лучший способ, как помочь ребенку подружиться с одноклассниками – придумывать необычные развлечения и занятия.
Подростковый возраст
В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.
Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры. Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других.
В подростковой дружбе важны эмоции, поддержка. Разговоры с приятелем становятся чем-то вроде психотерапевтического сеанса.
Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.
Как научить дружить
Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас. Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность.
Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.
Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.
Вместе дайте ей определение, например:
- комфортно молчать вместе;
- помощь придет в трудную минуту;
- тебя ценят вместе с недостатками;
- тебе скажут правду, пусть и горькую;
- тебя прощают.
Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.
Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.
Тонкости общения со сверстниками
Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.
Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.
Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.
Чем старше становится ребенок, тем больше свободы в коммуникации вы ему даете. Тем больше ответственности он несет.
Что делать в конфликтной ситуации
Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.
Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями. Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
Объясните, что каждый имеет право на:
- выражение эмоций;
- уважение;
- отстаивание своих права, но без агрессии.
Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.
Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.
В чем польза разновозрастного общения
Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.
Старшие учатся сопереживать малышам, помогать им. Младшие подражают старшим, примеряют их роли.
Это благотворно сказывается на их развитии. У детей в таких коллективах повышается чувство ответственности.
Личный пример
Детям, чьи родители приглашают в друзей в гости, ходят на совместные прогулки, проще заводить друзей. В «закрытых» семьях растут более замкнутые дети.
Когда общаетесь с друзьями при детях, следите за своим поведением. Хотя с близкими людьми это нужно делать всегда. Не давайте своим друзьям оценки в присутствии детей. Все взрослые разговоры и разногласия должны быть за закрытыми дверями.
Ребенок почти до подросткового возраста стремится быть похожим на родителей. Поэтому ваше уважительное и доброе общение с друзьями – отличный ориентир для него.
Как помочь замкнутому ребенку
Не все дети общительны и с легкостью идут на контакт. Стеснительному ребенку или интроверту новые знакомства даются с трудом.
Психологи советуют родителям замкнутых детей:
- Принять характер ребенка и не давить на него, заставляя дружить.
- Учите ребенка общаться.
- Поощряйте самостоятельность.
- Повышайте самооценку ребенка, учите его верить в себя.
Для замкнутых деток важно бывать в коллективе, общаться со сверстниками. Совместные игры отлично тренируют коммуникацию. Ребенок перестает стесняться, становится увереннее.
Итог
Будьте и сами другом для ребенка, уважайте его, это поможет научить его общаться со сверстниками. Родительское уважение станет фундаментом для крепкой дружбы ребенка, в которой он не будет ведомым.
Дружба делает жизнь светлее и приятней. Но ей, как и многому другому, нужно учиться. Только вы можете помочь ребенку сделать это.
А так, дети всегда ищут себе компанию по интересу. У меня и в садике она сразу начала общаться с 2 девочками и мальчиками, которые выказали к ней интерес, и в школе также сошлась с девчонками, так до сих пор и общаются.
Очень сближают всегда общие интересы и занятия. У меня еще ходит на рисование, и считай в вайбере и вне занятий теперь стали общаться.