Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и всему ли для своего возраста научился ваш малыш. Стоит ли переживать, что ребенок не пополз или не сел в полгода – давайте разберемся вместе.
- Физическое развитие полугодовалого малыша
- Зрение и слух
- Двигательная активность
- Показатели физиологического развития
- Познавательная деятельность
- Социально-психологическое развитие
- Речевое развитие
- Режим дня шестимесячного младенца
- Первый прикорм
- Советы по развитию малыша
- Когда нужны дополнительные консультации врача
- Заключение
Физическое развитие полугодовалого малыша
Малыш к полугоду становится более активными, маме требуется все больше сил и внимания, чтобы уследить за ним.
К шестому месяцу жизни малыш существенно прибавляет в весе. По нормам отечественной педиатрии мальчики весят от 6,5 до 9 килограмм, девочки – от 6,2 до 8,3 килограмм.
Рост ребенка в 6 месяцев должен быть:
- 63 – 69 сантиметров (мальчики).
- 62 – 68 сантиметров (девочки).
В полгода у малышей начинают резаться зубки. Основной симптом прорезывания зубов – повышенное слюнотечение. Оно может начаться и раньше – в 5 месяцев, когда других неприятных симптомов еще нет.
У малыша ухудшается сон, аппетит. Дети часто надрывно плачут, подолгу мусолят во рту различные предметы.
Повышение температуры до 38 градусов считается нормальным в этот период.
У некоторых младенцев может меняться консистенция стула на более жидкую. Возможны и запоры. Может начаться насморк, сопли при этом прозрачные. Другие признаки ОРВИ отсутствуют.
В этот период ребенок особенно нуждается во внимании и заботе. Старайтесь чаще брать его на руки, играйте, разговаривайте с крошкой.
Если процесс доставляет слишком большой дискомфорт и малышу, и родителям, стоит воспользоваться местными болеутоляющими средствами. Используйте только специальные детские препараты.
Предварительно проконсультируйтесь с участковым педиатром или патронажной сестрой.
Зрение и слух
Существенно улучшается координация между глазами и руками. Ребенок быстро находит нужную игрушку, хватает ее.
Малыши различают большинство цветов и их оттенков. Младенец уверенно следит взглядом за движущимся объектом, способен подолгу задерживать на нем внимание.
Слух становится все более острым. Ребенок способен слышать звуки от источников, находящихся в 6-7 метрах от него. Он различает шум дождя, звук льющейся из крана воды, скрип открывающейся двери, способен узнавать маму по шагам. Его привлекают тихие звуки: шепот, шуршание бумаги или полиэтилена.
Малыш хорошо определяет настроение взрослого по интонации голоса. «На слух» отличает близких людей от посторонних.
Двигательная активность
В полгода наблюдается возрастание двигательной активности малыша. Он уже непросто переворачивается со спины на живот и обратно, а пытается сесть, встать на четвереньки.
Некоторые малыши умудряются встать на ножки, держась за опору. Дети учатся ползать, просто лежать на животике опираясь на предплечья или кисти, им неинтересно.
В этом возрасте опасно оставлять младенца на кровати без бортика. Активному карапузу потребуется пару секунд, чтобы скатиться на пол.
Показатели физиологического развития
Навыки, приобретенные ребенком к 6 месяцам:
- легко переворачивается с живота на спину и обратно, набок;
- без проблем перекладывает предметы из одной ладони в другую;
- ползает или активно осваивает навык;
- пользуется двумя руками одновременно, может в каждой держать по игрушке;
- в положении лежа на животе одной рукой опирается на горизонтальную поверхность, удерживая равновесие, другой тянется за понравившейся вещью;
- держась за руки взрослого, может сесть.
Познавательная деятельность
Ребенок в полгода стремится как можно шире познать окружающий мир. Ему интересно все, что его окружает.
Он учится вставать, чтобы дотягиваться до «нужных» предметов, ползти, чтобы быстрее добраться до желанного объекта. Дети в этом возрасте проявляют большую настойчивость в достижении цели.
Услышав новый звук, они будут искать его источник, просить, чтобы их поднесли к нему. Дети с легкостью находят «применение» попавшим в руки предметам: трясут ими, бросают, тянут в рот.
В этот период начинают формироваться причинно-следственные связи. Малыш будет специально ронять игрушку, чтобы посмотреть, как она упадет.
Увеличивается интерес младенца к деятельности взрослых. Он предпринимает робкие попытки поучаствовать в них. Малыш пытается выхватить подгузник или присыпку из рук мамы, чтобы самому их опробовать в деле.
Социально-психологическое развитие
Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев выходит на новый уровень. Малыш активно участвует в диалоге с родителями, хоть пока и использует для этого лепет.
Он переводит взгляд на предмет, о котором идет речь, ищет его глазами. Дети в этом возрасте пытаются понять, что именно им говорят.
Эмоции дети в шесть месяцев активно проявляют, играя с мамой, в одиночестве они более сдержаны. В присутствии посторонних малыши почти не пугаются, но и не стремятся активно общаться.
К полугоду дети учатся проявлять нежность. Они целуют или обнимают маму, прижимаются к ней.
Малыши узнают родных по голосу, даже если они не рядом. На голос мамы, доносящийся из соседней комнаты, ребенок реагирует радостным лепетом.
Малыши уже активно используют мимику: улыбаются, хмурятся, злятся. Плачь в большинстве случаев уже связан с физическим дискомфортом или болью. Младенец подзывает маму или что-то просит у нее, используя лепет.
Речевое развитие
Лепет шестимесячного ребенка становится все более сложным.
Дети отлично меняют интонации, выражая свои эмоции. Они внимательно следят за артикуляцией взрослых, стараются ее скопировать.Малыш будет охотно повторять за вами звуки, в точности копируя интонацию.
К концу шестого месяца «словарный запас» ребенка насчитывает около 40 звуков.
Для стимуляции развития речи больше говорите с ребенком. Ваша речь должна быть нормальной, без сюсюканья, слова нужно произносить четко.
Режим дня шестимесячного младенца
Режим дня ребенка в 6 месяцев меняется: у большинства малышей остается два дневных сна. Длительность каждого 1,5-2 часа. Ночью младенец может проспать более 7 часов подряд.
Дети на ИВ практически не просыпаются ночью. Малыши на ГВ могут «потребовать» грудь во второй половине ночи и под утро. После ночных кормлений у них уменьшается число утренних прикладываний к груди.
Педиатры рекомендуют больше гулять с полугодовалыми детьми. Время одной прогулки можно увеличивать до трех часов. Хорошо, если у вас получается гулять с ребенком дважды в день по 2,5-3 часа.
Первый прикорм
Питание ребенка в 6 месяцев претерпевает изменения: в это время врачи рекомендуют вводить прикорм. Начинать знакомить малыша с новой пищей лучше с овощных пюре. На введение одного вида уходит до 10-14 дней.
Начинают давать детям прикорм с половины чайной ложки. Постепенно увеличивая количество, доводя порцию за 7-10 дней до 150 грамм. Первое время после прикорма малыша докармливают грудью или смесью.
Родителям нужно внимательно следить, чтобы новая пища ни вызывала аллергию или расстройство пищеварения. При тревожных симптомах нужно прекратить введение прикорма и проконсультироваться с педиатром.
Советы по развитию малыша
Полугодовалым детям нравится перебирать небольшие предметы, играть с коробками-вкладышами.
Не знаете, как заниматься с шестимесячным ребенком, воспользуйтесь нашими советами:
- Малышу будут интересны небольшие матрешки, состоящие из трех кукол.
- Полотняные мешочки с разными крупами, горохом или фасолью разовьют мелкую моторику и речь.
- Будут полезны простые пальчиковые игры «Сорока-Ворона», «Семья пальчиков».
- Ребенку понравятся небольшие игрушки-спирали, по которым можно продвигать небольшие шарики.
Физические упражнения остаются такими же, как и в 5 месяцев.
Когда нужны дополнительные консультации врача
Все дети развиваются в индивидуальном темпе. Допустимы отставания от норм в месяц.
Но отсутствие некоторых навыков к полугоду должно насторожить родителей:
- В вертикальном положении (родители придерживают малыша за подмышки) не отталкивается ножками от горизонтальной поверхности.
- Не может переложить игрушку из одной ладошки в другую.
- Не реагирует на отдаленные (от 2 до 4 метров) шумы, движения.
- Не просится на руки, не оживляется при виде мамы.
- Не предпринимает попыток сесть даже при помощи взрослых.
Заключение
Шестимесячные малыши активны, «разговорчивы». Они стремятся увидеть, услышать и потрогать как можно больше нового. Они полны нежности к родителям, любят обниматься – не лишайте их возможности проявлять свою любовь.
А вот «зубную эпопею» нужно пережить стойко, в первую очередь, родителям. Проявите терпение, поддержите ребенка, не бросайтесь сразу к аптечке, но и не позволяйте боли слишком долго мучить малыша.