Возрастные особенности детей 4-5 лет

развитие ребенка в 4-5 лет Развитие

Каковы возрастные особенности детей 4-5 лет, на что обратить внимание и чему обязательно нужно научить ребенка – тема нашей статьи.

Физическое развитие

У детей четырех-, пятилетнего возраста заметно улучшается координация движений. Они более ловкие и умелые по сравнению с двухлетками или трехлетками. В этот период активно укрепляются мышцы.

особенности физического развития у детей 4-5 лет

Физическая активность очень важна. Но нагрузку нужно дозировать, так как мускулатура развивается неравномерно.

Четырехлетнего ребенка уже можно записать в спортивную секцию (гимнастика, плавание, футбол).

Тренировки не должны превышать 45-60 минут. Оптимальны 2 занятия в неделю. Они помогают дисциплинировать ребенка, позволяют выплескивать накопившуюся энергию.

На пятом году жизни ребенок вырастает на 5-7 сантиметров. Вес в среднем увеличивается на 1,5 – 2,5 килограмма.

Психологическое развитие

Четырехлетний возраст – период затишья, кризис трех лет миновал. Дети более спокойные, с ними проще договориться. Истерики случаются нечасто. Их вызывает переутомление или стрессовые ситуации.

В этом возрасте ребенку важно общение со сверстниками. У малышей появляется потребность в друзьях. Существенно возрастает интерес к окружающему миру.

В этот период психические процессы (память, внимание и прочие) становятся более осознанными. Развиваются воля и стремление добиться результата.

Тип мышления четырехлетних малышей – наглядно-образный. Их действия направлены на получение опыта.

Память ребенка становится все лучше. Четырехлетка способен выучить длинное стихотворение. Дети уверенно пересказывают любимые сказки и рассказы.

Средние дошкольники хорошо удерживают внимание. Они способны, не отвлекаясь прозаниматься 15-20 минут одним видом деятельности (рисование, лепка, работа с тестами).

В возрасте 4-5 лет ребенок проявляет:

  1. Самостоятельность. Дети способны неплохо себя обслуживать, все меньше нуждаются в опеке родителей. Они настойчиво заявляют о своих правах, пытаются устанавливать свои правила. Но при этом они готовы к диалогу, идут на компромиссы.
  2. Страхи. Развитое воображение делает игры детей все сложнее. Обратная сторона медали страхи. Они нормальны для этого возраста, составляют часть развития психики. Отчасти страхи – следствие ощущения незащищенности в большом и не до конца понятном мире.
  3. Представления об этике. У ребенка формируются представление об этике, нормах поведения. Но они основываются не на словах взрослых, а на их действиях. Родителям важно следить, чтобы поступки не противоречили словам.
  4. Творческие способности. Развитое воображение позволяет малышам создавать собственные миры на бумаги. Занятия рисованием на свободную тему для детей четырехлетнего возраста очень важны.
  5. Активное познание мира. Детям интересно все, они постоянно задают вопросы, требуют разъяснений. Готовы сами предлагать свои ответы, способны к логическим рассуждениям. Они любят обсуждать события дня, сюжеты мультфильмов.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Дети нуждаются в общении, они ищут его. Игры со сверстниками становятся все сложнее. Дети разыгрывают различные сюжеты: бытовые (больница, урок в школе, дочки-матери), сказочные. Идеи для последних черпаются из любимых произведений, мультфильмов, но они преобразуются фантазией ребенка.

эмоциональной развитие ребенка в 4-5 лет

Общение малышей все больше походит на взрослые отношения. Детишки обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Один четырехлетний ребенок может поддержать и успокоить другого.

В этом возрасте у малыша появляется потребность в одобрение и уважение сверстников. Иногда их мнение становится на один уровень с родительским.

В 4-5 лет можно смело говорить, что у ребенка появились друзья, а не «соседи» по игре.

Важно, чтобы ребенок находился в обществе сверстников: посещал сад, секцию, играл на детской площадке с другими малышами. Постарайтесь удовлетворить его потребность в общении.

Физические навыки четырехлетки

Физические показатели лишь частично зависят от родителей, дети многому учатся друг у друга.

Итак, что должен уметь ребенок в 4-5 лет:

  • сохранять равновесие при быстром беге, с легкостью менять траекторию движения;
  • прыгать на одной ноге;
  • стоять в позе цапли до 10 секунд;
  • передвигаться, вперед прыгая на двух ногах;
  • кататься на трех- или четырехколесном велосипеде;
  • пролезать под не очень высокими предметами;
  • прыгать в высоту и в длину.

Умственные навыки ребенка в 4-5 лет

Показатели умственного развития во многом зависят от того, чему уже научили малыша родители. Нормы лишь показывают потенциальные возможности, задают вектор обучения.

игры для развития ребенка в 4-5 лет

Не расстраивайтесь, если что-то упустили, сейчас самое благодатное время, чтобы все наверстать.

Представления о математике

Ребенок должен хорошо определять местоположение предметов: слева, справа, вверху, внизу, сзади, спереди. Он знает основные геометрические фигуры. Малыш уверенно считает до 10. Знает цифры от 1 до 5, находит их на картинке.

Дети имеют представления о понятиях «один – много», «больше – меньше». Способны располагать предметы от самого маленького к самому большому и наоборот.

Малыш с легкостью сравнивает два, три предмета. Он способен описать их форму, размер.

Пробелы в знаниях проще всего заполнять с помощью познавательных игр, творческих занятий. Счет можно подтянуть, играя в магазин. Пусть малыш платит за игрушки, продукты или играет роль продавца, отсчитывает сдачу.

Для закрепления понятий о размерах, о геометрических формах, используйте наглядный материал. Играйте в школу, где сначала ребенок учитель и дает вам задание, а потом ученик. Для этой цели подойдут и мини-соревнования, кто быстрее разложит от большого к меньшему, и тому подобное.

Логика

Дети в возрасте 4-5 лет хорошо умеют обобщать. Они называют одним словом группы предметов: мебель (кровать, диван, шкаф и прочее), игрушки, посуда. Они понимают понятия домашние, дикие животные, растения деревья.

Малыши имеют представление о временах года. Они способны описать, чем одно отличается от другого. Ребенок может рассказать, во что играют, например, зимой, как одеваются. Он способен объяснить, почему летом нельзя кататься на коньках, а зимой нельзя загорать и купаться.

Дети охотно складывают крупные пазлы из 8-10 деталей. Могут собрать из конструктора или мозаики изображенную на инструкции к ним картинку.

Ребенок может объединять слова в пары по признаку. Например, тарелка – суп, ромашка – луг. Он может найти на картинке «ошибки художника», различия между двумя почти похожими изображениями.

Для развития логики, внимания, памяти используют задания для дошкольников из специальных обучающих тетрадей, карточек для подготовки к школе.

Родители могут поиграть с малышом, предложив по очереди называть деревья, домашних животных или птиц, цветы. Вдобавок это разовьет представления об окружающем мире.

Логические задания для детей 4 -5 лет могут быть такими:

  1. Давай представим, что сейчас зима. Что ты оденешь на прогулку? Во что мы поиграем на улице?
  2. Предложите ребенку составить рассказ об его утре. Что он делает сначала (просыпается, умывается), что потом (зарядка, завтрак, поход в сад).
  3. По тематическим картинкам предложите ребенку определить порядок действий. Например, птичка свила гнездо, отложила яйца, высидела их, вылупились птенцы. Перед занятием картинки перемешивают.

Речевые навыки

Речь ребенка должна быть четкой и понятной посторонним, а не только ближнему кругу. Не считается отклонением, если малыш не выговаривает шипящие или сонорные звуки.

Дети четырехлетнего возраста правильно используют в речи предлоги, падежи, склонения. Они могут делить простые слова на слоги. Некоторые в этом возрасте способны запомнить весь алфавит, находить и называть буквы на картинке.

развитие речевых навыков у ребенка в 4-5 лет

Дети хорошо поддерживают беседу, дают полные ответы на вопросы, сами задают их.

Обучающие игры для детей по развитию речи направлены на обогащение словарного запаса, развитию навыков пересказа. Предложите ребенку составить рассказ по картинке, описать происходящее.

Обсуждайте с малышом прочитанную сказку или просмотренный мультфильм. Стимулируйте его высказывать свое мнение, строя сложные предложения.

Поможет в развитие речи и подготовка руки к письму. Графомоторные картинки, штрихование и рисование простых элементов по клеточкам способны увлечь ребенка на 5-15 минут.

Заключение

В возрасте 4-5 лет можно начинать готовить малыша к школе.

Ребенок может освоить устный счет, выучить буквы, понять принцип сложения и вычитания.

Оцените статью
Итс Кидс
Добавить комментарий