Игрушки для ребенка – обязательные для развития и просто «для похвастаться»

мягкике игрушки Развитие

Роль игрушек в развитии малышей трудно переоценить: это и уютные компаньоны, и плюшевые товарищи, и развивающие воображение детали, взаимодействуя с которыми ребенок с первых месяцев жизни начинает знакомиться с миром.

Выбор детских игрушек – процесс не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Перед родителями стоит задача купить не только полезную вещь, но и что-то, что придется малышу по вкусу.

Как это сделать и какие игрушки лучше всего отвечают потребностям ребенка – обо всем этом мы и расскажем далее.

А также о том, действительно ли модные гаджеты помогут развить интеллект малыша.

Как правильно выбрать игрушку

При выборе игрушек основная проблема заключается в том, что большинство родителей, как взрослые и рассудительные люди уже утратили способность видеть игрушки такими, какими видят их непосредственные малыши.

Поэтому часто случается, что приобретенные для малышей дорогие развивающие игрушки оказываются в стороне и забываются уже через несколько дней после покупки.

Тогда как совершенно обычные предметы вроде связки ключей, бельевых прищепок или вешалки для одежды по какой-то причине “цепляют” ребенка, и он не желает с ними расставаться.

детские игрушки

Чтобы купить игрушки, интерес к которым не угаснет, нужно ориентироваться на несколько критериев.

  1. Функциональность. Но не с точки зрения взрослого (сколько функций и режимов работу у этого гаджета), а с точки зрения малыша (во скольких разных играх  эта вещь может быть использована). Если ребенок не может встраивать игрушку в сюжеты игр, которые он придумывает, то она быстро становится ему неинтересной. Очень часто так происходит именно с модными игрушками, сверхдетализированными и пестрыми.
  2. Соответствие возрасту. Чтобы игрушка вызывала интерес и желание поиграть с ней, она обязательно должна отвечать возрастным потребностям малыша.
  3. Эмоциональную определенность. Сегодня, глядя на многие игрушки, мы можем заметить, что изготовители стремится к увеличению продаж, а не к реализации потребностей ребенка. К примеру, сделав плюшевого зверя со сложным выражением мордочки, они повысят продажи. Но малышам будет трудно взаимодействовать с таким персонажем. Игрушки для детей должны четко передавать эмоцию: добрый медведь, грустный ослик, злой тигр и т.д.

Возрастные особенности

Что касается возрастных запросов, то обобщенно можно составить следующие рекомендации.

Игрушки детям до 3 лет

До трехлетнего возраста деткам нравится, когда игрушки имеют четкие грани, когда их можно вставлять одну в другую, а также если они сделаны из интересных материалов, вызывающих разнообразные ощущения (не только пластик, но и резина, и игрушки с жидкостью внутри, которые можно мять).

игрушки для ребенка

Предметы вроде юлы также будут захватывать их внимание.

В этом возрасте ребенку нужны так называемые игрушки-компаньоны – большие и плюшевые, с вышитыми, а не нарисованными чертами лица, “живыми” глазами, выглядящие добрыми и заботливыми. По размеру эти игрушки должны быть размером с малыша или даже чуть больше.

Они становятся “переходными объектами”, так как на них ребенок проецирует образы родителей. Поскольку у детей очень живое воображение, для них такие игрушки “оживают”.

Для детей от 3 лет  до 6 лет

В этом возрасте лучше всего подойдут конструкторы, крупные мозаики и пазлы, а также наборы, позволяющие проигрывать социальные сюжеты: “семья”, “магазин” с продавцами и покупателями и т.д.

Для девочек 5 лет хорошим подарком станут детские куклы, игрушки для мальчиков этого возраста – солдатики и крупные машинки. Также ребятам будут интересны  простые наборы по типу “сделай сам” и материалы вроде пластилина, глины.

К мягким игрушкам в этом возрасте также предъявляются иные требования: это уже не игрушка-родитель, а игрушка-товарищ. Она должна быть не очень большой, чтобы ребенку удобно было производить с ней манипуляции. А также должна быть позитивной, с хорошо читающейся эмоцией.

Черты лица/ мордочки также должны быть не нарисованы, а вышиты, причем лучше всего, если в них будет хотя бы легкое анатомическое соответствие оригиналу.

Также будет хорошо, если голова и лапы такой игрушки можно поворачивать и вращать – это увеличит ее функциональность и сделает сюжеты игр малыша более детальными.

Игрушки для детей младшего школьного возраста

Они  сильно отличаются от всех предыдущих. В этот период интересы ребенка переносятся с игрушек на реальный мир. Он уже не проигрывает ситуации, в которых старается себя кем-то вообразить – младший школьник определяет себя через то, что он может сделать.

игрушки для школьников

На этом этапе хорошая игрушка – это инструмент, упрощающий взаимодействие с миром, с помощью которого можно сделать что-то “настоящее”. К примеру, наборы инструментов, посуды, наборы по типу “сделай сам”.

Большой ценностью будет возможность сделать игрушку своими руками. Ребенка увлекут пазлы, конструкторы, а также работа с материалами: пластилином, глиной и др.

Ребенку этого возраста будут интерны игрушки для создания социально-культурных ситуаций: транспорт, различные маленькие машинки, реалистичные дикие и домашние животные, сложная железная дорога и т. д.

Детям среднего  и старшего школьного возраста

Подростки будут рады небольшим подаркам-талисманам, а также “крутым игрушкам”, гаджетам или символическим изображениям того, что является в данный момент модным.

В этот период дети увлекаются моделированием, коллекционированием, технологиями. Игрушка часто помогает подростку определиться с будущей профессией.

Современные обучающие игрушки: нужны ли они детям

Теперь стоит поговорить о современных игрушках, а также гаджетах с различными обучающими программами и приложениями для малышей.

На сегодняшний день в среде психологов и педагогов бытуют противоречивые взгляды на подобные новшества. Кто-то считает, что использование технологий в обучении прогрессивным шагом в будущее,  а кто-то настроен решительно против таких методов.

Сейчас можно только предполагать, как отразится на будущем детей их активное взаимодействие с гаджетами в столь юном возрасте.

Эту проблему стоит рассматривать, исходя из физиологических предпосылок развития малышей.

Так, у маленьких детей способность к концентрации очень низкая, их внимание постоянно скачет с одного объекта на другой. И это хорошо заметно в процессе игр. Постепенно малыш учится все больше контролировать свое внимание, и не последнюю роль в этом процессе играет родитель.

Сначала мама и папа направляют внимание малыша, показывая ему игрушку и демонстрируя, как с ней обращаться.

игры с гаджетами

А затем, став чуть старше, малыш уже сам направляет собственные действия, часто при этом проговаривая их вслух для лучшей концентрации. Именно так ребенок учится сам управлять вниманием и  фокусировать его на тех или иных действиях. Это служит основой его самостоятельности – сначала в играх, а затем и в обучении.

Нужно понять: развивают вовсе не игрушки сами по себе, что бы ни было указано на их упаковке. Они – лишь инструмент в этом процессе. Поэтому они будут для ребенка бесполезны, если в игровой процесс обучения не включится взрослый.

Развивающие игрушки, а также приложения для планшетов будут эффективны и полезны, как и любой другой обучающий материал, будь то книжка или кубики. Но только если родитель будет заниматься с малышом вместе, рассказывая ему, объясняя, показывая, спрашивая – направляя его внимание.

Ситуация, когда малышу дают в руки планшет и оставляют его играть с ним, совершенно ошибочная.  Ребенок еще не владеет своим вниманием, он будет лишь бездумно следовать указаниям приложений или онлайн-игр, и с точки зрения обучения это будет впустую потраченное время.

Даже вместе с родителями ребенок должен лишь ограниченное время проводить, взаимодействуя с “виртуальными” игрушками. Для каждого возраста разрешенное время будет разным, но вряд ли стоит проводить за экраном монитора более часа.

То же касается и других “умных” игрушек.

Дело в том, что дети, особенно дошкольники, нуждаются в пище для фантазии, так как воображение на этом этапе только формируется и позволяет им выстраивать наиболее интересную коммуникацию с миром.

Именно поэтому часто можно заметить, что в качестве игрушек ими избираются совершенно обычные бытовые предметы. Они чем-то привлекают их внимание и рождают в голове идеи. Чем меньше деталей будет на игрушках, тем больше пространства для творчества останется у малыша.

Поэтому многие детские психологи советуют оставить гаджеты и слишком сложные игрушки на более позднее время, дав детям раскрыть свой потенциал.

Заключение

Не все новинки игрушек одинаково полезны для детей. С точки зрения формирования у них внимания и воображения некоторые современные игрушки могут даже навредить, так как зачастую пестрят слишком большим количеством деталей и не оставляют малышам пространства для творчества.

Выбирая, что подарить ребенку, нужно хорошо понимать возрастные особенности малыша, чтобы игрушка не была слишком простой и неинтересной для него, но и не казалась ему чрезмерно сложной.

Также, выбирая игрушки-персонажей, обращайте внимание на то, чтобы они соответствовали определенному эмоциональному посылу, который бы хорошо считывался и не содержал двойных посланий.

То есть, о хорошей игрушке можно определенно сказать – этот персонаж “добрый”, “злой”, “грустный”, “веселый” и т. д. Тогда малышам будет просто проецировать на них уже известные ему из книжек или мультфильмов образы и придумывать с ними сюжеты игр.

Оцените статью
Итс Кидс
Добавить комментарий