Развитие речи у ребенка: 11 этапов становления + методики

речь развиваем у детей

С появлением в семье детей вопросы воспитания и развития ребенка становятся основными и очень тревожными для родителей. После первых моментов, касающихся физического развития ребенка, особое волнение вызывает развитие речи у детей: когда  малыш должен полноценно заговорить, как способствовать развитию речи ребенка, когда нужно ждать, а когда – обращаться за помощью к специалистам?

Эта статья предназначена помочь родителям разобраться в основных моментах этого актуального вопроса.

Особенности речи детей разного возраста

Каждый ребенок уникален. У каждого – разные задатки, наследственность и окружение, поэтому, естественно, что и развиваются детки по-разному (в плане скорости и интенсивности). Тем не менее существуют определенные нормы развития речи у детей с приблизительными возрастными рамками (плюс-минус 2-3 месяца) для формирования того или иного навыка и умения:

  • До 2 месяцев ребенок «общается» посредством плача и крика, сообщая о том, что он проголодался, хочет спать или он мокрый.
  • К 3 месяцам речь ребенка проявляется гулением, разнообразием звуковых интонаций и реагированием на обращенную к нему речь взрослого.
  • К 6 месяцам ребенок начинает лепетать, как с самим собой, так и в ответ на обращения взрослых. Узнает в речи свое имя, могут прозвучать первые слоги.
  • В 7-9 месяцев лепет совершенствуется до первых слов с одинаковыми слогами («ма-ма», «ба-ба» и т.д.), попыток имитации взрослой речи без понимания смысла;
  • К году появляются звукоподражание, простые слова («на», «ам») и понимание значения слова «нет».
  • До полутора лет у ребенка пополняется пассивный словарь, развивается автономная речь. Ребенок понимает простые инструкции. Использует до 20 простых слов;
  • В 2 года ребенок знает и произносит названия хорошо знакомых предметов, строит предложения из двух слов, использует в речи местоимения и предлоги. Речь ребенка становится понятна взрослому.
  • В 3 года дети уже составляют предложения из 3 и более слов, могут назвать свое имя, пол, возраст. Знают цвета, части тела, разные размеры. Используют в речи множественное число и прошедшее время.
  • В 4 года ребенок знает названия многих животных, соотносит предметы по размеру, объединяет предметы по общему признаку, считает до 5.
  • К 5 годам речь ребенка становится почти полностью грамматически правильной. Ребенок использует много описательных слов, знает назначение бытовых предметов, считает до 10, умеет пересказывать услышанные истории, ориентируется во временных понятиях.
  • 6-летний ребенок продолжает активно расширять словарный запас, задает много вопросов, умеет составлять рассказ по картинке, ориентируется во времени и пространстве.

Родителям не стоит воспринимать данные нормы и их границы слишком буквально и жестко. Это своего рода ориентир, который поможет контролировать процесс речевого развития ребенка, направлять и корректировать его.

речь малыша гуление

Как развивать речь, чтобы ребенку это было интересно?

Освоение родной речи детьми происходит не так, как изучение иностранных языков взрослыми, то есть, посредством заучивания новых слов и правил. Это более естественный и непринужденный процесс, который связан непосредственно с основными видами деятельности ребенка, познанием окружающего мира.

Чем активнее ребенок, тем легче и быстрее происходит формирование речи. А родители могут сделать этот процесс еще и более интересным, используя различные игры, прибаутки и упражнения для развития речи.

Познаем мир

Стимулировать речевое развитие малыша можно уже с самого рождения, активизируя работу его органов чувств:

  • зрение – украсить комнату большими аппликациями, повесить мобиль над кроваткой, показывать различные предметы, предоставить разнообразие игрушек, рассматривать книжки и окружающий мир;
  • слух – разговаривать с малышом, комментировать свои действия, включать музыку, знакомить с разными звуками, использовать потешки;
  • осязание – предлагать игрушки разной формы, текстуры, размеров; разрешать ребенку все пробовать ручками и даже «на зуб»;
  • обоняние и вкус – по возможности и по возрасту предлагать малышу знакомиться с различными запахами и вкусами.

Стихи-потешки и пестушки

Это коротенькие стишки-приговорки, которыми можно сопровождать различные действия ребенка или с ребенком. Проговаривая пестушки родитель выполняет действия с малышом (двигая его ручками, ножками), а потешками сопровождает действия самого малыша:

Лепим мы куличи, (мама хлопает ладошками малыша)

Круглые как личико. (мама прикладывает ручки ребенка к щечкам)

Достаем из печи,

Вкусные куличики. (мама протягивает вперед ручки малыша)

Буль, буль, буль,

Карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята. (во время купания)

Играем пальчиками

Зоны мозга, отвечающие за движения пальцев и развитие речи, находятся рядом, поэтому, активное развитие первой положительно влияет на формирование речи.

Читайте также:  Нужны ли детские сказки: их роль в развитии и воспитании ребенка

Помимо широко известных пальчиковых игр со стишками, как «Сорока-ворона», «Наши пальчики устали», полезно использовать в общении с ребенком разнообразные жесты и побуждать его делать то же самое. Например, показать пальчиками, сколько малышу лет, грозить пальчиком, кивать «да» и «спасибо», изображать топающего человечка пальчиками.

Развитие мелкой моторики также стимулирует развитие речи у ребенка. Отлично в этом плане работают игры с:

  • собиранием, перекладыванием, нанизыванием средних и мелких деталей;
  • расстрегиванием / застегиванием различных змеек, пуговиц, липучек;
  • расспутыванием веревочек;
  • просеиванием песка;
  • игры с прищепками, пипетками, паззлами и т.д.

Игры-сюрпризы и рифмованные загадки

Дети очень любят что-то неожиданное и загадочное. Поэтому им нравятся игры, где их ждет сюрприз. Не подарок, а неожиданность. Одна из таких игр, например, «Кто живет в домике?» В мешочек или закрытую коробку прячут фигурки животных, и спрашивают у ребенка: «Кто живет в домике?» И достают одну из фигурок, называя животное или говорят, как оно «говорит» (например, «лягушка» илим«ква-ква»).

развитие речи ребенка

Для деток постарше можно описывать животное в коробке словами, побуждая догадаться кто это может быть. Также детки постарше любят стишки-загадки, где ответ «напрашивается» по рифме, или, наоборот, где отгадка не рифмуется, а кроется в самом тексте стиха:

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису)

Снежок подтаял между сосен –

Пришла зиме на смену… (Не осень, а весна)

Игры с элементами дыхательной артикуляционной гимнастики

Оба вида упражнений и игр данного плана полезны для речевого развития в контексте формирования правильного звукопроизношения.

Дыхательные упражнения можно начинать с игры на дудочке, гармошке. Дальше предложить ребенку надувать шарики, дуть мыльные пузыри; сдувать перья, бумажную бабочку; «двигать» бумажные кораблики в воде, произносить протяжно разные звуки то громко, то тихо и т.д.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию непосредственно речевого аппарата, его движений. Большинство таких упражнений являются основой занятий с логопедом, но ребенку дома можно подать их просто в игровой форме:

  • вытягивать губки трубочкой, как хобот слона;
  • высовывать и прятать язычок;
  • цокать языком, как лошадка;
  • облизываться, как кошечка и т.д.

Книги

Книги для развития речи у детей можно использовать в нескольких вариантах.

Во-первых, ребенку нужно читать стихи, сказки и различные истории. Сначала просто, потом побуждая ребенка комментировать, оценивать, фантазировать.

Здесь можно выбирать ту литературу, которая нравится ребенку, и соответствует его возрасту.

Также сейчас есть много различных книг, сборников, тетрадей с комплексом задания для развития речи у ребенка – красочных и интересных.

Во-вторых, книги могут пригодиться родителям, которые хотят больше знать об особенностях речевого развития деток, различных методиках, упражнениях, играх и т.д. Ведь нужно не просто выполнять упражнения, а делать это правильно (особенно это касается артикуляционных упражнений), чтобы не запутать ребенка.

книга и развитие речи

Развитие речи у детей и помощь специалистов

Существуют определенные возрастные нормы речевого развития детей, которые допускают некоторые отклонения. Каждый ребенок уникален и у него есть свое время для проявления речевых навыков.

Но некоторые моменты, все же могут быть поводом родителям насторожиться, и обратиться за консультацией к специалисту:

  • ребенок не гулит до 4 месяцев;
  • не реагирует на звуки и смену интонации к 6 месяцам;
  • к году не реагирует на оклик и не выполняет простые просьбы;
  • не называет родителей «мама» и «папа» к 1,5 годам;
  • не говорит простыми предложениями и не может выполнить двусложные просьбы к 2 годам;
  • в 3-4 года не отвечает на простые вопросы о себе, не может повторить короткие стишки, присутствует неправильное звукопроизношение.

Если родители замечают такие особенности у своего ребенка, им стоит как можно раньше обратиться к педиатру, который поможет определить причину или направит к нужному специалисту (отоларингологу, неврологу, дефектологу, логопеду).

Заключение

Каждый родитель с нетерпением ждет первых звуков и слов от своего малыша, и радуется каждому из них. Освоение речи не такой уж и легкой, хоть и естественный, процесс для детей. Но любящие и заботливые родители всегда способны сделать его более легким и интересным.

Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, делитесь опытом и любите! А с другими мамочками делитесь своим мнением в комментариях к статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: