Ребенок идет в первый класс: что должно быть в портфеле, а что – в голове

первоклассник

Эта статья для тех, у кого в семье подрос первоклашка. Ох, какое значимое событие – без всякой иронии! Ваше домашнее солнышко выросло, и пора выпускать его во внешний мир. Даже если вы прошли садик, школа – гораздо более взрослая ступень. А для домашнего ребенка это первое знакомство с самостоятельной жизнью. И готовить к ней свое чадо надо задолго до того, как вы запишете ребенка в первый класс.

Важность подготовки

Школа – это важно и очень надолго. И во многом от семьи зависит, насколько комфортными станут школьными годы для ребенка. Правильная подготовка и отношение в семье к школьной жизни сделают школьные годы пусть и не безоблачными, но счастливыми.

Прежде всего – не стремитесь отдавать ребенка в 1 класс школы слишком рано, даже если уверены в его гениальности. К 6,5–7 годам у ребенка развиты мыслительные процессы, он способен к обучению и, что очень важно, сформирована кисть руки, без чего невозможно обучение письму.

Психологи советуют для уменьшения стресса сделать школу максимально знакомой еще до 1 сентября: подробно рассказать про уроки и перемены, сходить в школу на экскурсию, при возможности познакомить с учителем. И разумно заранее приучить будущего первоклассника к школьному режиму дня.

Сделайте 1 сентября настоящим праздником, с вкусным угощением и развлечениями после школы, чтобы начало школьной жизни было оптимистичным.

И будьте готовы каждый вечер обсуждать прошедшие уроки, школьные новости, помогать с домашними заданиями – и это до выпускных экзаменов!

Готовность к школьному обучению

Будущие успехи или неудачи ребенка в школе во многом определяются уровнем его подготовки. Речь не об умении бегло читать, считать и писать – это как раз не обязательно, а о наличии знаний и умений, необходимых для обучения.

ребенок в 1 класс

При подготовке к 1 классу нужно обратить внимание на следующие группы навыков.

Речевые умения:

  • четкая артикуляция;
  • чтение простого текста;
  • составление простых предложений;
  • деление слов на слоги, предложений – на слова;
  • умение задавать вопросы и отвечать на них;
  • составление рассказа по картинкам.

Математические представления:

  • прямой и обратный счет в пределах 10;
  • знание цифр;
  • владение понятиями «больше», «меньше», «равно»;
  • знание простых геометрических фигур;
  • умение ориентироваться по клеточкам на тетрадном листе;
  • решение задач на одно действие (сложение, вычитание).

Мышление:

  • умение обобщать и классифицировать;
  • умение объединять предметы в группы и исключать лишний предмет;
  • умение находить сходство и различия;
  • умение различать цвета и формы;
  • сочинение простых рассказов и сказок
  • решение логических задач.

Память:

  • запоминание простых стихов;
  • пересказ текста;
  • запоминание слов, фигур, картинок, символов (до 10 единиц).

Внимание:

  • умение слушать учителя;
  • концентрация на задании;
  • переключение на другую задачу;
  • распределение внимания;
  • устойчивость (умение найти 10-15 различий на одинаковых картинках).

Интеллектуальное развитие, кругозор. Ребенок должен знать:

  • имена и фамилии – свои и членов семьи;
  • состав семьи;
  • домашний адрес;
  • свой возраст;
  • времена года и их сезонные признаки;
  • месяцы, дни недели;
  • погодные явления;
  • виды профессий;
  • виды животных и растений (домашние и дикие; из теплых и холодных стран);
  • пространственную ориентацию: вверх, вниз, влево, вправо;
  • бытовые предметы.

Поведение:

  • знание правил поведения на улице, в общественных местах;
  • умение здороваться первым, говорить «пожалуйста», «спасибо» и т.п.;
  • культурное общение с другими детьми, установление дружеских контактов;
  • адекватная реакция на замечания;
  • умение слушать других, считаться с их мнением;
  • умение просить о помощи, если что-то не получается или непонятно;
  • выполнение распоряжений старших;
  • бережное обращение со школьными вещами.

Самообслуживание:

  • личная гигиена: сам умывается, чистит зубы, моет руки и т.п.;
  • собирает школьный портфель;
  • следит за опрятностью одежды;
  • помогает родителям в работе по дому.

Моторика:

  • умение держать ручку, карандаш;
  • рисование прямой линии;
  • работа с ножницами;
  • аккуратно и правильно вырезать и клеить аппликации;
  • лепка из пластилина;
  • спорт: двухколесный велосипед, самокат, лыжи, коньки, плавание;
  • умение вдеть нитку в иголку.

Эти навыки и умения нужны будущему первокласснику для легкой адаптации в 1 классе школы и успешной учебы в дальнейшем. Если ребенок обладает каким-либо из них не в полной мере, у вас есть время научить вашего школьника. Согласитесь, ребенок может уметь читать и считать лучше всех в классе, но если он не владеет, например, навыками коммуникации, скорость чтения не поможет ему освоиться в коллективе.

Особенности учебы в первом классе

Программа обучения первоклашек учитывает их физиологические особенности: непоседливость, утомляемость, потребность в двигательной активности, ранимость детской психики. Учебная нагрузка увеличивается постепенно – от трех уроков в день по 35 мин (сентябрь, октябрь) до четырех уроков по 45 мин к концу года. В феврале первоклашек ждут дополнительные каникулы.

Не ждите оценок, в первом классе их не будет. Детям дают привыкнуть к процессу обучения, в период адаптации сложно определить успешность учебы. К тому же плохие оценки станут дополнительным стрессом. Но учитель вполне может использовать веселые и грустные смайлики, солнышки и прочие аналоги оценок. А родители всегда могут поинтересоваться успехами новоиспеченного школьника у педагога.

записать в 1 класс

Не будет и домашних заданий – во всяком случае, в обычной форме. Но непродолжительные вечерние занятия пойдут на пользу ребенку, закрепляя навыки чтения, письма, счета. Часто учителя сами предлагают для домашних занятий небольшие упражнения. К тому же привыкший к ежевечерним занятиям ребенок гораздо легче перенесет обязательность домашней работы в последующих классах.

Критерии выбора школьных принадлежностей

Сегодняшний ассортимент школьных товаров впечатляет своим разнообразием и красочностью. А порой еще и ценами. Полный список того, что нужно купить первокласснику, вам обязательно дадут в школе. При выборе школьного товара нужно учитывать сразу несколько факторов.

Соотношение цены и качества

Конечно, хочется купить все самое качественное. Но, уверяем вас, ребенок с одинаковой легкостью (и 100%-ной вероятностью) потеряет и дорогую, и дешевую ручку. Это относится также к карандашам, пеналам и прочему содержимому рюкзака. Практичней купить первокласснику недорогую прочную ручку, потерю которой семейный бюджет не заметит. Найти качественные и относительно недорогие школьные принадлежности вполне возможно.

Наличие запаса

Органично вытекает из предыдущего пункта. Ручки будут теряться. Причем во всех классах – от первого до выпускного. Поэтому привыкайте покупать с запасом. «Потерял? Жаль, будь, пожалуйста, внимательней. Ах, ты теперь не можешь делать домашнее задание? Не огорчайся, вот тебе такая же, и садись за уроки!».

Надежность и прочность

Ребенок не будет особо переживать за сохранность вещей. И это совершенно нормально в таком возрасте. Тот же рюкзак должен выдержать не только тяжесть учебников, но и роль границы футбольных ворот, а также санок на снежной горке. Радуйтесь, что у вас растет спортивный ребенок, и выбирайте школьные принадлежности, способные вынести локальные катаклизмы.

Легкость в эксплуатации

Если у рюкзака какая-то особо хитрая застежка, для открытия которой требуется ловкость рук и время, застежка скоро будет оторвана. Если в пенале для каждой ручки и карандаша отведено особое крепление, и поэтому их долго вынимать и складывать, то очень скоро ручки и карандаши будут просто закидываться в рюкзак, минуя пенал. Дети умеют решать проблемы быстро и рационально. Так что не усложняйте их жизнь слишком хитроумными вещами.

Деловой стиль

Сейчас очень много забавных канцелярских товаров, которые хочется купить просто по принципу «а пусть будут!». Но ребенок не должен отвлекаться на уроке на нарисованную на обложке тетради принцессу, или играть с точилкой, сделанной в виде мультяшной машинки. Это не значит, что все должно быть серым и скучным. Но и напоминать игрушки школьные принадлежности не должны.

Что должно быть в рюкзаке

Что нужно ребенку-первокласснику, вам скажут на первом же родительском собрании. Конечно, возможны нюансы, но в списке обязательно будут:

  • тетради в клетку;
  • тетради в линейку;
  • обложки для учебников и тетрадей;
  • ручка с синей пастой – 2 шт.;
  • ручка с зеленой пастой;
  • простой карандаш ТМ;
  • цветные карандаши (набор из 5-12 цветов);
  • ластик;
  • точилка;
  • пенал – удобный, на «молнии» или с закрывающейся крышкой;
  • линейка деревянная 25-30 см длиной.

Кроме того, для уроков рисования и труда понадобятся:

  • краски (акварельные или гуашь);
  • кисточки для рисования;
  • емкость для воды;
  • цветная бумага;
  • картон цветной и однотонный;
  • альбом для рисования;
  • ножницы с тупыми концами;
  • клей для бумаги;
  • клеенка;
  • разноцветный пластилин;
  • дощечка для лепки.

Для спортивных занятий:

  • футболка;
  • спортивные брюки;
  • спортивная обувь.

Очень важно, чтобы первоклассник носил в школу все необходимое. Что делать учителю с ребенком, который приходит на урок рисования без красок, или на физкультуру без формы? И для ребенка это лишний стресс. Приучите первоклашку собирать портфель с вечера, без спешки, укладывая все необходимое.

Первоклашке простительно положить в рюкзак любимую игрушку, лишь бы не вместо учебников. А вот необходимость мобильного телефона – спорный вопрос.

Для ребенка это постоянный отвлекающий фактор, мешающий учебе. Родители, если вдруг понадобится, могут связаться с ребенком через учителя. И в любом случае дорогая модель телефона у первоклашки – это совершенно ненужная роскошь, привлекающая внимание, в том числе и опасное для вашего ребенка.

Выбор рюкзака

Рюкзак – это самая важная часть школьной экипировки. Груз знаний, который ребенок будет ежедневно таскать на своих плечах, требует удобного размещения. Поэтому выбирать, какой рюкзак купить в первый класс, нужно серьезно и внимательно.

рюкзак для первоклассника

Речь идет именно о рюкзаке. Портфели, перекашивающие плечи, остались в прошлом – с полного одобрения ортопедов. Но рюкзаки тоже бывают разные. На что следует обратить внимание:

  1. Вес рюкзака. Он должен быть не более 1 кг.
  2. Размер. Не стоит покупать ранец «на вырост». Он должен удобно располагаться на спине. Ширина ранца не должна превышать ширину плеч, высота подбирается так, чтобы нижний край совпадал с линией талии.
  3. Твердая спинка. Лучший ортопедический вариант – каркасная модель с плотной анатомической спинкой, не теряющая форму.
  4. Лямки. Широкие (5-8 см), эластичные, изогнутые под форму плеча лямки значительно облегчат школьную ношу.
  5. Материал. Тот редкий случай, когда для ребенка следует выбирать синтетику – полиэстер. Это прочный износостойкий материал. Выбирайте модель с поверхностью, обработанной водоотталкивающей пропиткой.
  6. Удобная застежка. Если это «молния», обязательно проверьте ее ход. Впрочем, проверить следует любую застежку – она должна открываться легко и быстро.
  7. Дизайн. Рюкзак должен понравиться ребенку.

Выбор рюкзаков сейчас очень велик. Можно найти качественный вариант за бюджетную цену. Хорошая репутация у продукции фирм Mike&Mar, Rosman, Erich Krause, Hatber, Herlitz, DerDieDas.

Заключение

Начало школьной жизни – это ответственный, сложный, но и очень интересный период для вас и вашего первоклашки. Пусть школьные годы вашего ребенка оставят у него только хорошие воспоминания! А какие у вас идеи по поводу подготовки к школьной жизни? Ждем ваших комментариев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Итс Кидс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: