Пальчиковая гимнастика – перспективное направление дошкольного воспитания. Она оказывается стимулирующее воздействие на развитие малыша.
Впервые подобные методики стали применять на Востоке. Считалось, массаж большого пальца способствует повышению функциональной активности головного мозга. Хорошо известно, что пальчиковые игры способствуют развитию речи, еще они поддерживают здоровье ребенка.
Игры и развитие
Физиологи много лет назад выяснили, на формирование детской речи влияет то, насколько развита и сформирована его мелкая моторика. Идеальный вариант развивать пальчики – игры. В таком возрасте это идеальный метод развития познавательных процессов.
Малыш получает радость, удовольствие и пользу. Положительные эмоции – мощное средство для стимуляции активного восприятия речи, формирования самостоятельной речевой деятельности.
Когда родители заодно с детьми устраивают занятия, которые сопровождаются речью, он так увлекают малыша, что он стремительно начинает развиваться и разговаривать.
Такие игры это еще и гимнастика, и массаж. Самый простой вариант, когда родители читают детям стихи и просят их двигать пальчиками в это время. Чтобы текст воспринимался лучше, читать стихи рекомендуется наизусть. В этом случае малыш будет видеть ваше лицо, следить за эмоциями, которые вызывает текст и сама игра. Ребенка ничего не должно отвлекать.
Главная цель этой гимнастики для пальцев рук переключить внимание ребенка, улучшить его координацию и моторику.
Это влияет на умственное развитие малыша. К тому же повторение стихотворных строк, сопровождающееся движением пальчиков ребенка, способствует формированию верного произношения звуков, умению четко и быстро говорить, развивает память. Движения и речь лучше согласуются.
Народные песни и потешки
Гимнастика для детей, развивавшая умение разговаривать, здоровье и память, была давно популярна на Руси. Для этого хорошо подходили потешки – народные забавы. Они сопровождались песенками, способствовавшими всестороннему формированию личности ребенка, в том числе музыкальному развитию.
За счет таких занятий со своими родителями или нянями дети получали яркие и разнообразные эмоциональные и сенсорные впечатления. У них формировалась выдержка, повышалось внимание.
Нарушения моторики – классический симптом отставания в интеллектуальном развитии малыша.
Родители должны следить за этим и обеспокоиться, если их ребенок роняет маленькие детали игрушек, не может совершать сопоставительные движения.
Главные задачи
Для ребенка такие игры должны войти в привычку. Если регулярно проводить подобную разминку для детей, удастся добиться главной цели – развить моторику и координацию. Сделать это следует до того, как отправлять малыша в первый класс.
Вот перечень основных целей, которых позволяет добиться этот метод:
- Улучшение точности в координации, гибкости, при движениях рук, совершении ритмичных действий.
- Повышение физической и мозговой активности.
- Улучшение моторики отдельных пальцев и кистей рук.
- Содействие нормальному развитию функций речи.
- Развитие воображения, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания.
- Формирование комфортных условий при общении с другими детьми и взрослыми.
- Совершенствование окружающей малыша предметной среды.
В этой работе следует использовать ключевой дидактический метод – идти к сложному от самого простого. Количество и качество занятий, их интенсивность должны зависеть от индивидуальных особенностей малыша.
Стихи или песенки про пальчики помогают малышу узнавать и осознавать общее значение слов, вникать в смысл выражений, благодаря их восприятию на эмоциональном уровне, образности движений. Текст упражнение должен в себе заключать подсказки к совершаемым движениям в рифмованной форме.
Закрепление знаний, полученных на занятиях, происходит через дидактические игры и упражнения, индивидуальную работу. Все это играет большую роль при формировании познавательных процессов.
Более того, готовит ребенка к будущим занятиям в учебном заведении. В частности, к тому, как быстро он освоит чистописание.
Если с детства уделять внимание развитию моторики, в школе он не будет отставать от сверстников в учебе.
Правила, которых стоит придерживаться
Специалисты, которые составляют картотеки пальчиковых игр, советуют мамам и папам придерживаться определенных правил.
- Садитесь напротив ребенка, чтобы ваши лица оказались на одном уровне.
- Если малышу еще не исполнилось 3 лет, лучшего результата он добьется, если будет выполнять движения пальчиками, когда взрослый поет.
- Не принуждайте и не заставляйте малыша играть. Такие занятия должны быть ему в радость. Помните, что дети в таком возрасте быстро утомляются, им часто требуется переключаться с одного занятия на другое.
- Если ребенку игра очень понравилась, он начнет вас просить повторить ее. Обязательно соглашайтесь.
Все пальчиковые игры должны быть основаны на трех способах.
Сначала взрослый сам выполняет необходимые движения, а ребенок только смотрит. Затем отец или мать повторяют эти движения руками ребенка. Наконец, малыш должен воспроизвести их самостоятельно.
Для самых маленьких
Начинать практиковать такие упражнения рекомендуется для детей 2-3 лет. Например, читайте стихотворение Татьяны Сикачевой «Качели».
Задрожали ветки елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Текст совсем небольшой, так что не составит никакого труда быстро запомнить его наизусть, чтобы читать, смотря прямо в глаза ребенку.
Делайте все по очереди. Сначала одной рукой, а затем – другой. После повторяйте действия вместе обеими руками:
- Кистями рук тянемся вверх.
- Пальцы сомкнутые между собой и прямые.
- Когда руки вытянули, немного согните пальцы, чтобы не спеша опустить.
Младшая возрастная группа
В возрасте 3-4 лет проводит игры на координацию и мелкую моторику у детей нужно в обязательном порядке. Малыши уже должны начинать четко разговаривать, если с этим есть некоторые проблемы, их важно оперативно решать.
В канун Нового года актуально будет играть, читая ребенку стихотворение «Наряжаем елку». В этой пальчиковой игре для детей 3-4 лет каждой строчке соответствует определенное действие, которое должен выполнять малыш.
- Первая строка «Раз, два, три, четыре, пять». На соответствующую цифру соединяем между собой подушечки пальцев одной руки с другой.
- Далее действия выполняем строго по строчкам. «Будем елку наряжать» – формируем подобие домика у себя над головой. После этого руки разводим в стороны.
- «Мы повесили шарики» – пальцы обеих рук соприкасаются между собой подушечками, чтобы получилась форма внешне похожая на новогодний шарик.
- «Яркие фонарики» – прижимаем между собой ладони, раздвигаем пальцы, совершая движения ладонями по кругу. Сначала вперед, а потом назад.
- «Веселого Петрушку / И разные игрушки: / И мишку-шалунишку» – Сначала руками показываем длинный нос, руки тянем вперед, чтобы они стали похожими на лапы медведя. Слегка покачиваем ими влево и вправо.
- «И заиньку-трусишку» – раскрытые ладони прикладываем к голове.
- «Потом всех за руки возьмем» – беремся за руки с малышом.
- «И хоровод свой заведем» – встаем круг и начинаем водить хоровод.
Это яркое и динамичное стихотворение нравится многим детям, особенно когда вокруг все готовятся к Новому году.
Идем в первый класс
В финальный год подготовки малыша к школе, когда он идет в первый класс, все равно нужно продолжать подобные упражнения.
Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет способствует развитию зрительной памяти, произвольного внимания, восприятию речи на аналитическом уровне.
Например, читайте стихотворение «Налим». В нем также каждой строчке соответствуют определенные действия.
«Жил в реке один налим» – не спеша соединяем ладони, имитируя плавание.
«Два ерша дружили с ним. / Прилетали к ним три утки / По четыре раза в сутки» – взмахиваем ладонями, чтобы они стали похожими на крылья птицы.
«И учили их считать / Раз, два, три, четыре, пять» – сгибаем детский кулачок, а после разгибаем его по одному пальчику.
Заключение
Следуя этим рекомендациям, вы предупредите многие проблемы с развитием, которые могут возникать у вашего сына или дочери.
Кроме того, пальчиковые игры – одни из любимых у малышей. Они обеспечивают необходимый для детей контакт с родителями.