Как научить ребенка говорить букву «Р», не обращаясь к логопеду? Этот вопрос ставят перед собой многие родители, обеспокоенные тем, что их чадо не в силах выговорить «рычащие» слова.
Прикладывая все возможные усилия для развития речи своего малыша, мамы зачастую оказываются в тупике, сталкиваясь со звуком «Р».
В чем причины картавости
Речевой аппарат устроен таким образом, что при произношении звукосочетаний использовать три отдела:
- Генераторный, или голосообразовательный.
- Энергетический, или дыхательный.
- Резонаторный, или звукообразовательный.
Нарушение артикуляции звука р или пропускание его называют ротацизмом. Если этот согласный звук заменяется иным, например, на л, д, т, и, то это параротацизм. Ротацизм бывает следующих видов;
- горловой, или картавость – это самый распространенный дефект;
- грассирующее р – когда во время произношения вибрирует маленький язычок;
- велярное р – для создания звука используется вибрация мягкого неба;
- доральное р – вместо кончика языка в альвеолы (бугорки за зубами) упирается средняя часть языка, а вибрациям подвергается нижняя челюсть;
- боковой – когда во время произношения звука боковая часть языка отрывается от коренных зубов, позволяя воздуху проходить сквозь щель, отчего слышно хлюпанье.
Если не рассматривать в качестве причин чисто физиологические дефекты, такие как ринолалия, дизартрия или афазия, которые возможно устранить только с врачебной помощью, то сбой произношения буквы «Р» может быть вызван:
- слабым развитием артикуляции у ребенка;
- сбоем фонематического слуха;
- дислалией (нарушенным произношением звуков в целом);
- проблемами с послушанием;
- привычкой к горловому р;
- психологической нестабильностью.
Научить ребенка говорить букву «Р» бывает затруднительным, если его окружение использует диалектические выражения, а также если малыш часто слышит безграмотную или малокультурную речь. У малыша нет вариантов, поэтому он не старается работать над своим произношением.
Определив причину, по которой возникли затруднения с речью, следует приступать к исправлению ситуации. Это дело требует времени и терпения от всех, кто заинтересован в правильном говоре ребенка.
Когда стоит бить тревогу
Речевой аппарат – одна из тех черт, что отличают человека от животного. Он стал развиваться позже, чем другие способности (зрение, жестикуляция, обоняние). У ребенка завершение формирования органов речи наступает к 5 году жизни.
Если до этого возраста вы слышите, что ваш малыш картавит, не надо себя накручивать: просто еще не пришло время. Но это не значит, что мама может бросить все на самотек, развитие речи ребенка никто не отменял.
Чтобы ускорить процесс, перед тем, как научить ребенка говорить «Р», надо заняться укреплением его языковых мышц при помощи логопедических упражнений.
Как справиться без логопеда
Чтобы ваше учение возымело наибольший эффект, не забывайте, что перед вами не взрослый ученик, а ребенок, который совсем не хочет сидеть и учиться, потому что просто еще не понимает, что это такое.
Чтобы научить своего кроху, как выговорить букву «Р», следуйте простым рекомендациям, приведенным ниже.
- Не начинайте занятия с выговаривания сложных слов, а сначала дайте простые задания, с которыми малыш успешно справится. Так он поверит в свои силы, его настроение приподнимется, и вам будет легче приступить к новой задаче.
- Работая с ребенком над тем, как научиться выговаривать «Р», одновременно занимайтесь чтением или раскрашиванием картинок, проговаривая вслух их названия.
- Не превращайте занятия в скучный урок. Наоборот, артикуляционная гимнастика для звука «Р» должна вестись в форме веселой игры с заданиями и наградами. Чем больше удовольствия ребенок получит за время обучения, тем надежнее закрепятся те навыки, что вы ему прививаете.
- Заметив успехи малыша в освоении трудного звука, не бросайте обучение на полпути. Необходимо довести курс до конца, сделав произношение мягкого и твердого «Р» автоматическим.
- Чтобы не выбиться из графика, проводите тренировки систематически, без долгих временных перерывов. Помните поговорку: «Повторенье – мать ученья». Только таким образом получится добиться стойкого результата.
Соблюдая эти простые правила, каждый родитель сможет самостоятельно, не обращаясь к логопеду, поставить своему ребенку правильное произношение. Артикуляционная гимнастика для звука «Р» решает следующие задачи:
- подготавливает речевые органы к произношению слов, содержащих эту букву;
- разогревает перед тренировкой язык, губы и щечки ребенка.
Чтобы вовлечь свое чадо в артикуляционную гимнастику, делайте ее перед зеркалом. Ваше обезьянничанье заставит его подражать вам, чего и нужно было добиться.
Еще одним важным фактором является время, уделяемое тренировке. Малыш может устать от длительных занятий, поэтому предпочтительней будут недолгие занятия.
Упражнения для правильного произношения
Основой хорошего произношения является сильный выдох. Приучить малыша сильно дуть помогут обычные мыльные пузыри. Стараясь создать как можно больше радужных шариков, ребенок учится направленно дуть, а не просто выдыхать воздух. В этом наша цель: научить кроху управлять потоком воздуха.
Вторым шагом к созданию правильного звука «Р» является упражнение «дудочка». Имитируя игру на музыкальном инструменте, покажите малышу, как вытягивать губы, а затем начните издавать звуки, заставляющие их вибрировать. Пусть ребенок повторяет за вами.
После разминки можно приступать к упражнениям по постановке звука «Р» при горловом произношении:
- Индюк. Приоткрыв рот, дотянуться кончиком языка до верхней губки. Перемещая язык по ней, выговаривать бл-бл-бл, постепенно ускоряясь.
- Маляр. Язык превращается в кисточку маляра, а роль стены играет небо, щеки, зубки и десны малыша. Пускай он постарается окрасить все стены при помощи движений взад-вперед.
- Лошадка. Простое упражнение, которое наверняка понравится ребенку. Нужно цокать. Для этого язычок прижимается к небу, а затем быстро отрывается от него. В какой-то момент нужно замереть с прижатым язычком на 10 с., после чего продолжить упражнение.
- Мотор. Прижатый к небу язычок подпираем снизу пальчиком ребенка или палочкой и просим его произнести дддд. Сами тем временем двигаем его язык в одну и другую стороны, создавая вибрацию. В итоге получается звук «ррр».
Последнее упражнение развивает привычку мышц языка создавать необходимые для правильного произношения «Р» вибрации. Упражнения не надо делать сразу все. Выбирайте на каждое занятие новую веселую игру, после которой переходите к постановке самой буквы р.
Каждое упражнение не должно превышать минуты, в среднем 35-40 секунд.
Закрепляем навык
Когда упражнения малыш делает без затруднений, приходит пора внедрять его в слоги и слова. Обратите внимание, что необходимо соблюдать последовательность упражнений.
Следует двигаться от простого к сложному и не начинать новый этап, пока не довели предыдущий до совершенства.
Слоги
Для начала научите своего ребенка слогам, содержащим эту коварную букву. Обычно легко даются слоги с буквами «Т», «Д».
Например, такие:
- тро (три, тра);
- дро (дри, дра).
Язычок как-бы отталкивается от согласных, перескакивая на сложный «Р», а затем расслабляясь на гласном.
Когда слоги из трех букв успешно освоятся, уберите звук-трамплин («Т» и «Д»). Пришло время постараться произнести «ро» (ри, ра), а потом – «ор» (ир, ар). Данные тренировки надо продолжать до тех пор, пока ребенок не станет автоматически произносить слоги.
Слова
По примеру слогов, начинать следует с простого. Слова, которые сначала даются малышу, должны начинаться на «Р» или на буквосочетания «тр» или «др»: трава, дружок, труд, рыба и так далее.
Закончив с отработкой легких слов, усложняйте задачу: пусть слова содержат «Р» в середине, а затем в конце написания. Примеры: ворона, горох, ветер и т. д.
Заметьте, что все слова для тренировок содержат только твердый звук р. Таким же способом перейдите к отработке мягкого [р`].
Если малыш не понимает, как произнести смягченный звук, помогите ему, передвинув кончик его язычка немного вперед. Теперь должно получиться.
Скороговорки
Когда ваше чадо научилось произносить отдельные слова, надо закрепить успех. В этом вам помогут скороговорки. Они не только отработают беглое произношение рычащего звука, но также поспособствуют развитию дикции, делая речь ребенка более внятной.
Хорошие детские скороговорки такие.
❀❀❀
Карл у Клары украл кораллы,
а Клара у Карла украла кларнет.
❀❀❀
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.»
❀❀❀
Испугался грома Рома!
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
❀❀❀
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг,
У ног нет рук.
Отдых и растяжка
Подобно зарядке, при логопедических занятиях необходимо давать мышцам ротовой полости отдых. Упражнения для растягивания уздечки помогут снять напряжение и расслабиться.
Задания выполнять надо неспешно, с широко раскрытым ротиком.
- Качельки. Раскрыть рот, насколько возможно. Кончиком языка попеременно касаться верхних и нижних зубиков. Замереть с прижатым кверху язычком на 10-15 с. и продолжить кататься.
- Футбол. Воротами служат щечки. Язык «забивает» голы в них по очереди.
- Котенок. Имитируя котика, ребенок лакает что-нибудь из суповой тарелки с помощью языка.
- Эйнштейн. Как физик на знаменитой картине, высунуть язык и постараться дотянуться им до подбородка. Чем дальше – тем больше малыш похож на нобелевского лауреата.
Заключение
Прежде, чем начинать самолечение, покажите ребенка логопеду: пусть исключит возможные негативные причины. В первый раз показаться специалисту для оценки развития своего ребенка в 2 или 3 годика.
Если к 5 годам «Р» не выговаривается, врач поможет составить индивидуальный план коррекции речи, которому вы будете следовать дома. При известной настойчивости все получится!